Подписатся на новости

Библейские Чтения
Преподаватель Светлана Бабкина

Занятия 2020-21 гг.
Дополнительные материалы
Архив записей занятия до сентября 2020
Группа 1 - все записи здесь
Группа 1_2 - записи первых занятий здесь, а в личном кабинете - продолжение до сентября 2020
Сайты для чтения и прослушивания Библии
Книги - научная литература




    • Фрезер "Фольклор в Ветхом Завете" http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt
    • А. Рофэ Повествование о пророках - очень подробный анализ истории Елисея.
    • И.Г. Франк-Каменецкий Колесница Иеговы - сборник статей о разных библейских сюжетах

    Книги - художественная литература

    • Филип Дик. "Трансмиграция Тимоти Арчера"
    • Исаак Башевис Зингер. Тойбеле и ее демон http://lib.ru/INPROZ/ZINGER/taibele.txt
    • Золотая ветвь, Фрезер http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
    • рассказ Чехова, Дома https://ilibrary.ru/text/1360/p.1/index.html
    • Роман Джозефа Хеллера "Видит Бог" (Рекомендация от слушательницы: Конечно, это художественное произведение, где излагается авторский взгляд, причем довольно своеобразный. Написан роман от лица царя Давида, который описывает свою жизнь и отношения с Богом. Библейский сюжет передан близко к тексту. С авторскими выкрутасами, но без них это был бы не Хеллер. Так получилось, что я читала этот роман, параллельно слушая записи занятий по 1-2 Царств. И все участники - жены, братья, слуги пр. - очень хорошо упаковались в моей голове. Так что как минимум распутаться с персонажами поможет. В общем, рекомендую!
    Фильмы\видео
    • "На восток от Эдема" по роману Джона Стейнбека
    • Фильм "10 заповедей", 2006 г. https://youtu.be/i3SNs7GgslY
    О Книге Еноха и одной из лучших библиотек по библеистике
    Книга Еноха (1 Енох), книга Юбилеев и апокриф Завещания Двенадцати патриархов в переводе А. Смирнова.

    Перевод старый, дореволюционный, поэтому их, как и другие, можно найти в интернете в изобилии. Он был очень хороший специалист, поэтому переводы не утратили актуальности и многократно переиздавались. Любое издание. Чудесный ресурс - библиотека Руслана Хазарзара. Его, к сожалению, уже нет, но библиотека продолжает действовать. http://alfa7omega.narod.ru/bibliot/khazar.htm
    Он создал одну из лучших библиотек по библеистике. Полностью вот тут: http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm
    Книжники перевели Мидра Раба: два тома Берейшит (книга Бытия) и Рут Раба и Эстер Раба. Ссылка, например, вот. http://m.knizhniki.ru/ru/catalog/id=11/subid=368/ У них все довольно дорого, к сожалению. Тем, кто читает по английски, проще. Так как Мидраш Раба - народное достояние, он многократно выкладывался в сеть.
    Например, вот тут: https://www.sefaria.org/Bereishit_Rabbah?lang=bi Там иврит и английский. И вообще там можете попастись.
    Там много что есть в переводах на английский, чего пока нет на русском. https://www.sefaria.org/texts - это оглавление.
    Статьи\ссылки на ресурсы\лекции\передачи
    Мы будем подробно разбирать историю в гл. 28.
    1. Сколько раз уже отвергали Саула? И чем это отвержение отличается от предыдущих? И почему оно значительно усиливается по сравнению с предыдущими?
    2. По чьей воле выходит тень Самуила?
    3. Почему Самуил жалуется, что его "тревожат"?
    4. Насколько сбываются детали пророчества Самуила (до конца книги)?5. Колдунья: какие в ней есть хорошие черты, и какие плохие? Почему это не однозначно отрицательный образ?
    Задание к занятию 5
    Занятие 5
    1. Как складываются взаимоотношения Давида и Саула со священством? (21-22)
    2. Зачем в тексте истории о бегстве Давида и встрече с Саулом в пещере и история про Навала (гл. 23-25)?
    3. Что они добавляют в образ Давида? И зачем вводится образ Авигеи? Какой в истории с Навалом и Авигеей Давид?
    4. 2 Царств 2:1-4 Зачем нужна вторая история о помазании Давида?
    5. 2 Царств 5:1-5 Зачем нужна третья история помазания Давида?
    6. Гл. 6 – Что такое ковчег в этой истории? Как к нему относятся люди? Что случилось с Мелхолой?
    7. Гл. 7. В чем суть завета Бога с Давидом?
    8. Какой богословский вывод можно сделать из истории про уничтожение номвского священства? На чьей стороне Бог?
    Задание к занятию 4
    Занятие 4
    1. Как выбирается Давид?
    2. Какой образ Давида описан в тексте?
    3. Отличается ли он от образа Саула в момент призвания его на царство? (16-17)
    4. Как связаны Саул, Давид и дух Бога? (16)Как строятся линии Саул-Давид-дети Саула? (18-20)
    5. Как складываются взаимоотношения Давида и Саула со священством? (21-22)
    6. Зачем в тексте истории о бегстве Давида и встрече с Саулом в пещере и история про Навала (гл. 23-25)?
    7. Что они добавляют в образ Давида? И зачем вводится образ Авигеи?
    8. Какой в истории с Навалом и Авигеей Давид?
    Задание к занятию 3
    Занятие 3
    1. Как связаны 7-я глава и монархическая тема книги?
    2. Почему народ просит царя, а Бог дает? (8)
    3. Как выбирается Саул? Какие элементы призвания царя можно выделить? (9-12)
    4. Сколько раз описано призвание Саула? Почему? (9-12)
    5. Почему Бог отвергает Саула? Можно ли выделить формальные и подлинные причины? В какой мере они соответствуют друг другу? Играет ли в этом какую-то роль Самуил? (13-15)
    6. Как выбирается Давид? Какой образ Давида описан в тексте? Отличается ли он от образа Саула в момент призвания его на царство? (16-17)
    7. Как связаны Саул, Давид и дух Бога? (16)
    8. Как строятся линии Саул-Давид-дети Саула? (18-20)
    9. Как складываются взаимоотношения Давида и Саула со священством? (21-22)
    Задание к занятию 2
    Занятие 2
    1. Как меняется исторический контекст по сравнению в тем что мы видели в Пятикнижии, Иисусе Навине и Судьях (какой народ, каковы взаимоотношения с Богом, какое место занимают в обществе пророк и священник?)
    2. История Анны: кто она? Какие черты важны для текста в ее образе?
    3. Что такое "ковчег" в этой книге?
    4. Как строится коллизия Илий - Самуил? Какой Илий, какую роль он играет в сюжете?
    Кто такой Самуил? Он пророк, священник или судья?
    5. Возможно, мы начнем говорить о Сауле. Кто такой Саул? Из какого он колена, почему именно он становится царем? Его призвание - это милость или наказание? Какой он царь? В чем его сила и в чем слабость? За что он лишается царства? Как складывается линия Саул-Самуил?
    6. Прочтите, пожалуйста, генеалогию в 1 Паралипоменон гл.6 стихи 16-30 и 33-38 Что интересного мы видим в генеалогиях Самуила тут? Что узнаем из 1 гл. 1 кн. Царств? Как примирить это все?
    Задание к занятию 1
    Занятие 1
    Занятие 6
    Задание к занятию №6
    Вопросы с прошлого занятия:
    • 2 Царств 2:1-4 Зачем нужна вторая история о помазании Давида? 2 Царств 5:1-5 Зачем нужна третья история помазания Давида?
    • Гл. 6 – Что такое ковчег в этой истории? Как к нему относятся люди? Что случилось с Мелхолой?
    • Гл. 7. В чем суть завета Бога с Давидом?
    Как меняется Давид во 2 книге Царств и почему?
      Задание к занятию №7
      Три темы: Тема раз. Завет. В чем суть завета Давида и Бога, и есть ли условия? Как реализуется этот завет? Почему как только Бог заключил с Давидом завет, жизнь его становится довольно мрачной?

      Тема два. Где переломная точка в истории Давида? Та, с которой начинается "бедствие"? Почему?

      Тема три. Какие кризисы переживает Давид? Есть ли причины и следствия? В конечном итоге жизнь Давида - это победа или поражение?
        Занятие 7
        Занятие 8
        Задание к занятию №8
        Какие кризисы переживает Давид? Есть ли причины и следствия? В конечном итоге жизнь Давида - это победа или поражение?
          Задание к занятию №9
          1. Зачем в текст вводится история с Ависагой Сунамитянкой?
          2. Как Соломон приходит к власти? Есть ли в этой истории место Богу или это только человеческое дело?
          3. Какой Давид перед самой смертью? Как Бог относится к Давиду?
          4. В чем оправдание убийства Иоава около жертвенника?
          5. Соломон – какой он? Из чего складывается его личность?
          6. Как строится Храм? Как отличается строительство Храма от строительства Скинии?
          7. Чем отличался Храм Соломона от скинии архитектурно и содержательно?
          8. О чем молится Соломон при посвящении Храма? Какие сферы бытия связываются воедино в этой молитве?
          9. Почему молитва о Храме переходит в молитву о народе?
          10.Какой завет заключает Бог с Соломоном?
          11. Каков итог жизни Соломона? Что стало переломной точкой в его биографии?
            Занятие 9
            Занятие 10
            Задание к занятию №10
            С прошлого занятия остались эти вопросы:

            1. Как строится Храм? Как отличается строительство Храма от строительства Скинии?
            2. О чем молится Соломон при посвящении Храма? Какие сферы бытия связываются воедино в этой молитве?
            3. Почему молитва о Храме переходит в молитву о народе?
            4. Какой завет заключает Бог с Соломоном?
            5. Каков итог жизни Соломона? Что стало переломной точкой в его биографии?

            Для глав 12 - 17 вопросы такие:
            1. Кто такой "пророк" в этот период, отличается ли описание пророков теперь от того, что мы видели раньше?
            2. Как соотносится царство и пророчество?
              Задание к занятию №11
              Вопросы к следующему занятию по главам 12-18 1.
              1. Кто такой "пророк" в этот период, отличается ли описание пророков теперь от того, что мы видели раньше?
              2. Как соотносится царство и пророчество?
              3. Как царь связан с народом, с Богом?
              4. В истории, описанной в 13 главе, кто истинный пророк: "Человек Божий" или "пророк-старец"?
              5. Зачем в сюжет 14 главы вводится жена Иеровоама?
              6. Как в сюжет вводится Илия? Чем его описание схоже, чем отлично от описания других пророков в этой книге? Зачем снова в сюжет вводится женщина?
              Думаю, это все, что мы успеем разобрать.
                Занятие 11
                Занятие 12
                Задание к занятию №12
                Мы начинаем читать одну из самых увлекательных историй - историю об Илии и Елисее. Заниматься этим будем два занятия. Сначала мы разберем историю об Илии (не захватывая смерть), а значит дойдем как раз до конца Третей книги Царств.

                Вопросы:
                1. Что отличает Илию от других пророков.
                2. Как воспринимают Илию люди? 3. Какие архаичные, фольклорные элементы есть в этой истории?
                4. Какой Бог в истории об Илии?
                5. Как избирается Елисей?
                6. Какова функция рассказа о винограднике Навуфея? На кого возлагается ответственность за произошедшее?
                7. Как вы думаете, почему на Фаворе, в момент Преображения Господня, рядом с Иисусом появляются именно Моисей и Илия? Тут писать не нужно, поговорим, в частности, об этом завтра. Но подумайте заранее. Я вижу две причины, но мне интересно, что видите вы.
                8. Прочтите Марк 5:21-42 В чем разница между воскрешением дочери Иаира и сыном вдовы?
                  Задание к занятию №13
                  Мы заканчиваем историю про Илию и начинаем историю про Елисея (Читаем гл. 1-13 4 книги Царств)
                  Посему вопросы:
                  1. Подумайте пожалуйста, что дает нам особая связь пророка Илии с огнем для понимания его образа.
                  2. Повтор прошлого: какие архаичные черты в историях об Илии и Елисее мы видим?
                  3. Что дает основание считать, что истории о Елисее древнее историй об Илии?
                  4. Чем отличаются Илия и Елисей?
                  5. Как Елисей связан с «сынами пророческими»?
                  6. Как Елисей связан с властью?
                  Занятие 13
                  Занятие 14
                  Задание к занятию №14
                  Мы закончим историю Елисея. Так что задание прежнее. Можно прочитать еще 4 главы, 14-17 и подумать вот о чем:
                  - как меняется историописание и почему? На что обращает внимание текст? Почему он становится так лаконичен?"
                  Задание к занятию №15
                  Мы продолжаем читать 4-ю книгу царств. К следующему занятию дочитайте, пожалуйста, до конца, хотя у меня нет уверенности, что мы успеем все разобрать. Но все-таки. Вот о на что мне кажется было бы важно обратить внимание, читая главы 14-25:

                  1. Как описывается история в главах 14-17? Как описываются царя, какие акценты ставятся в описании правления, как меняются взаимоотношения царей и храма по сравнению с тем, что мы видели раньше?
                  2. Как описывается захват Самрии и события, последовавшие за ним (17 гл)?
                  3. Почему так подробно описано правление Езекии? Что важного происходило в его правление? Как теперь видятся системы царь-пророк-священник и царь-Бог-народ?
                  4. В чем суть реформы Иосии?
                  5. Как описываются последние годы перед падением Иерусалима и в чем, по мнению авторов текста, причина падения Иерусалима? Какие были перспективы, согласно тексту, жизни Иудеи после захвата города вавилонянами? Как видели ситуацию Бог, пророки и простые люди?

                    Я думаю, что падение Иерусалима точно уйдет на следующий раз. Не уверена о реформе Иосии. Ближе к делу будет видно.
                  Занятие 15
                  Занятие 16
                  Задание к занятию №16
                  Вопросы:
                  1. Почему так подробно описано правление Езекии? Что важного происходило в его правление?
                  2. Как теперь видятся системы царь-пророк-священник и царь-Бог-народ?
                  3. В чем суть реформы Иосии?
                  4. Как описываются последние годы перед падением Иерусалима и в чем, по мнению авторов текста, причина падения Иерусалима?
                  5. Какие были перспективы, согласно тексту, жизни Иудеи после захвата города вавилонянами? Как видели ситуацию Бог, пророки и простые люди?
                  Задание к занятию №17
                  В следующий раз мы будем изучать книги Паралипоменон. Мы говорили о том, что вы сами попробуете прочитать и сравнить описание истории в Паралипоменоне с тем, что мы читали в книгах царств. План такой:
                  • 1 Пар. главы 11-23+ главы 28-29 - история царя Давида - 1 человек;
                  • 2 Пар. 1-9 - История царя Соломона. - 1 человек;
                  • 2 Пар. 10-13 Ровоам, 14-16 Аса, 17-20 Иософат - 1 человек;
                  • 21-28 другие цари Юга +29-33 Езекия и Манассия, 34-36 Иосия и конец Южного царства - 2 человека.
                  Нужно прочитать эти части Паралипоменона, и сопоставить их с тем, что мы читали в книге царств: общее впечатление о правителе, обратить внимание на то, как автор характеризует царей тут, как строятся их отношения с Богом, с народом; на что ставятся акценты в повествовании, как меняется ракурс рассказа по сравнению с книгами царств, довлеет ли над редактором девторономическая идея единого Бога?

                  Занятие 17
                  Занятие 18
                  Задание к занятию №18
                  Мы с вами дочитываем Паралипоменон и начнем книгу Ездры. Про Ездру в основном буду рассказывать я сама, там нужно хорошее историческое введение, но вы, пожалуйста, прочтите 1-6 главы и обратите внимание на две вещи:
                  1. Как изменяется повествование по сравнению с книгами Царств и Паралпоменонами. Это та же эпоха, что и Паралипоменон, но взгляд и изложение другие.
                  2. С какими проблемами столкнулись переселенцы? Что стало «маркером» первых лет возвращения из плена?