Подписатся на новости

Библейские Чтения
Преподаватель Светлана Бабкина

2020 - 2021 учебный год
Записи занятий за 2020 - 2021 год находятся ЗДЕСЬ.
Задания к занятиям
Занятие 1 (20.09.2021)
Мы начнем с истории про Иехуду и Тамар (Фамарь), записанной в 38 главе книги Бытия.

  • Что становится завязкой сюжета?
  • Как история Фамари выглядит со стороны?
  • В чем ирония названия места Петах Айнайм («Открытые глаза»)
  • Почему Фамарь не открывается Иуде сразу, а говорит «распознай»? (38:25) Евангелие от Матфея 1:3 Как Фамарь попала в Евангелия и почему?
  • Почему искупление оказывается связанным с нарушением норм?
  • Как оценивается в тексте поступок Фамари: за что она осуждается и в чем оправдывается?
  • Почему умирают сыновья Иуды?
  • Где в этой истории Бог?
Может быть, мы разберем 49 главу с благословением Иакова. Просмотрите ее тоже: какие из благословений особенно примечательны? (У меня сильные сомнения, что успеем, но вдруг?).

Дополнительное задание - прочитать "Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова"
Занятие 2 (04.10.2021)
К следующему разу прошу вас прочитать Бытие 37-41 (минус история о Иехуде и Тамар).
  1. Почему Иосиф получает прозвища «Прекрасный», «Премудрый», «Праведник»?
  2. Что интересного вы видите в снах, присутствующих в истории Иосифа: композиция, образный ряд, числа.
  3. Кому братьям продают Иосифа? Зачем рассказывается история о том, как прародители колен совершили такой неблаговидный поступок, как продажа собственного брата?
  4. Почему у жены Потифара нет имени?
  5. Красива ли была жена Потифара? Умна ли?
Я бы просила Вас про прочитать текст до 42 главы. Не факт, что мы успеем до нее дойти, но важно видеть целостную картину в разговоре о снах, которые начинаются в начале истории."
Занятие 3 (18.10.2021)
Здравствуйте, дорогие! В понедельник мы продолжим читать историю Иосифа.

  1. Продажа Иосифа братьями.
    Вопросы остаются прежними: Кому братьям продают Иосифа? Зачем рассказывается история о том, как прародители колен совершили такой неблаговидный поступок, как продажа собственного брата?
  2. Сюжет с женой Потифара.
    Почему у жены Потифара нет имени? Красива ли была жена Потифара? Умна ли? Что-то видно в тексте, о чем-то можно подумать. Поверил ли жене Потифар? Почему?
  3. Иосиф в темнице.
    Меняется ли Иосиф к этому моменту? В чем принципиальная разница в снах виночерпия и хлебодара?
  4. Сны фараона и возвышение Иосифа.
    Как меняется Иосиф теперь? Как возможен брак с египтянкой Асенефь?
Дополнительно:
Презентация к лекцииКнига Джеймс Кугел "В доме Потифара. Библейский текст и его перевоплощение"
Занятие 4 (01.11.2021)
На следующем занятии, думаю, будет великий день. Надеюсь, мы закончим не просто историю Иосифа, но и книгу Бытия.
  1. Мы дошли до женитьбы Иосифа на Асенефь и у нас остался вопрос: как был возможен брак с египтянкой, учитывая только что прозвучавшую историю с женой Потифара?
  2. Мы поговорим о братьях в Египте: Как понимать диалог в 42:7-15? Каким в этой истории предстает Иаков?
  3. Как изменились братья и сам Иосиф?
  4. Что интересного есть в благословениях сыновей Иакова в гл. 49?
  5. Обратите внимание на детали: кто как благословляется, кто вообще не благословляется и почему, кто благословлен особо и почему?
  6. Что главное мы узнаем об Иосифе из 50 главы? Каков итог его жизни? (И про кости поговорим вот тут – кто хотел 🙂 )
Дополнительно после занятия рекомендация книги: Рене Жирар "Насилие и священное"

И браслетом на тонком запястье
Стала змейка, дитя пустыни,
И навеки лишь в Божьей власти,
Неподвижное тело стынет.
Шма, Исраэль, дети твои – стебли для жатвы скорби,
Шма, Исраэль, вспомни живых, мертвых
Господь вспомнит, Шма, Исраэль, плачет Рахиль, дети ее – где же?
Шма, Исраэль, ветром сухим бог ей уста смежил.
Только пепел в моих ладонях,
Улетает он в небо, в небо,
И над миром свирель стонет,
Разрушается сердца крепость…
Память павшим, до встречи, дети,
Ваш народ подождет в Шеоле,
Но над миром разносит ветер
Отражение нашей боли. Шма,
Исраэль, птицы летят, кто же в гнездо вернется?
Шма, Исраэль, горечь утрат ночью в душе бьется,
Шма, Исраэль, пламя свечи что не прикрыл, милый?
Шма, Исраэль…Кто различит завтра мою могилу?
Шма, Исраэль…
(с) М. Хамзина
    Занятие 5 (08.11.2021)
    Здравствуйте, дорогие!
    Мы начинаем книгу Исход.
    Я подумала и решила, что 10 Казней – это все-таки отдельная интересная тема, так что давайте в этот раз до казней, тем более и тут есть в чем покопаться.
    • По мере чтения одним из главных вопросов будет «О чем история Исхода?». Не просто сюжетно, но по сути. Мы поговорим о том, был ли на самом деле Исход. Что об этом думают разные исследователи. Подумайте, что об этом думаете вы!
    • Важный вопрос: как вы думаете, был ли Моисей реальным историческим лицом или нет, и почему?
    • Кто такой Иофор?
    • Что за история Исх. 4:24-26. Что там происходит и как это понимать?
    • Почему Бог не открывает Моисею своего имени?16:32
    Дополнительно книга Фрезер Дж. "Фольклор в Ветхом Завете" - раздел про Моисея.
      Занятие 6 (29.11.2021)
      Здравствуйте все! :) К следующему занятию читаем Исход 7-15. И самые любопытные получают суперзадание: Прочитать Исход, Псалом 77 и Псалом 104 и составить табличку: какие казни общие, какие нет, кто посылает казни, кто их «делает». Подумайте все, пожалуйста, что в рассказе о казнях самое древнее? Где его ядро? Почему? Как мог изменяться со временем рассказ о казнях, можно ли в нем выделить пласты? История в Исходе 12-13: сам выход. Какие еврейской религиозной традиции связаны с этой историей? Почему такой строгий запрет есть квасное? Прочитайте, пожалуйста сюжет евангелия от Луки 2:22-34. Мы будем говорить о нем в связи с этими главами Исхода. Почему Песнь моря (Исх. 13:17-15:21) (кто ее поет, кстати?) становится кульминацией сюжета? Почему не смерть первенцев, почему не общение с Богом из куста, почему именно это? (Хотя, мне кажется, что это мы уже не успеем) :) Ну и мы закончим говорить о призвании Моисея. То, что осталось с прошлого раза.
      Занятие 7 (13.12.2021)
      Здравствуйте, дорогие! На следующей встрече мы поговорим об опресноках и Песне моря – то, что осталось с прошлого раза. И пройдем чуть дальше. 15 – 16 -17-18 гл. Какие кризисы переживает Израиль в этих главах? Почему манна – это не только благословение, но и испытание. Мы изучим Декалог.

      1. Прежде всего, попрошу послушать лекцию Мациха про Декалог (если кто не слушал еще). Это ускорит процесс. 🙂 Я на каких-то вещах остановлюсь, но глобально сказанного достаточно, а мы сосредоточимся на некоторых других аспектах.
      2. Читаем Декалог в Исходе (20 гл) и Второзаконии (5 гл), и параллельно внимательно читаем 125 гл. книги Мертвых и наискосок, но более внимательно введение и заключение Законы Хаммурапи. На какие мысли нас наводит расположение этих текстов рядом? В чем уникальность Декалога?
      Занятие 8 (27.12.2021)
      Здравствуйте, дорогие.
      Мы продолжаем читать книгу Исход.
      Задание о Декалоге остается прежним.
      1. Прежде всего, попрошу послушать лекцию Мациха про Декалог (если кто не слушал еще). Это ускорит процесс. Я на каких-то вещах остановлюсь, но глобально сказанного достаточно, а мы сосредоточимся на некоторых других аспектах.
      2. Читаем Декалог в Исходе (20 гл) и Второзаконии (5 гл), и параллельно внимательно читаем 125 гл. книги Мертвых и наискосок, но более внимательно введение и заключение Законы Хаммурапи. На какие мысли нас наводит расположение этих текстов рядом?
        В чем уникальность Декалога?
      3. Добавляется задание для добровольца: нужно прочитать гл. 21-23 и постараться сформулировать для общественности: Какие законы выделяются на фоне законов других государств древности (ну, насколько мы знаем). Там есть уникальные законы для древнего мира. Нужно постараться их найти. Это первое из заданий, которые будут индивидуальными, потому что тексты непростые, но это не значит, что мы их пропустим. Следующее будет для трех-четырех человек о скинии и священниках.
      4. Мы пока что пропустим историю о Скинии. Зато посмотрим немного историю о золотом тельце в 32 главе. У Мациха прекрасная лекция.

      Но я бы хотела на некоторые детали обратить ваше внимание и посмотреть немного дальше, весь блок: гл. 32-34. И Второзаконие 9-10 главы - это уже интерпретация сюжета. Как его звучание меняется во Второзаконии?
      Дополнительные материалы
      Будут постепенно пополняться. Вы тоже всегда можете посоветовать какие-то ваши находки, которые может быть интересно посмотреть\почитать\послушать другим участникам группы, а, может, потом и обсудить вместе.
      Вводная лекция С. Бабкиной + ссылка на лекцию Л.А. Мациха
      Запись вводной лекции С. Бабкиной от 26.01.2021
      Также упоминалась эта лекция Л.А. Мациха - первая лекция по ссылке.Был использован один слайд (см. выше)
      Читать\слушать Библию
      Можно читать и слушать
      https://bible-teka.com
      https://old.bibleonline.ru
      Комментарии к книге Бытия Л.А. Мациха (электронная верстка)
      Рекомендованные КНИГИ (по следам Занятий)
      Художественная литература, фильмы, мультфильмы, ссылки на дополнительные онлайн-лекции.
      Ссылка на статьи \ передачи \ лекции