Подписатся на новости
хочу поделиться с вами одним вновь сделанным открытием.

Недавно в разговоре с участниками нынешней группы, речь зашла о первой лекции Чтений, прочитанной Л.А. и выложенной на сайте luckymirror.ru . В нашей беседе мы обсуждали комментарий Л.А. к одной фразе из 2-ой книги Царств, который он дает в конце первой лекции.

Но кроме важного для нас комментария, окончание лекции оказалось еще и необыкновенно яркой иллюстрацией ответа на вопрос "А зачем читать Библию?".

Я сделала для расшифровку, но лучше послушать. Из расшифровки я убрала отсылки к контексту – их действительно лучше члушать в исполнении Мациха. Никакой текст не передаст его интонации и смысловые акценты.
Прослушать можно здесь. (начало 1ч 38 мин 50 сек.)

"…Но в чем сила библейского текста? Сила в том, что нет жанра и нет жанровых ограничений. Эта книга написана гениями. И знаете для кого?
Для гениев.


Эта книга не предполагала читательского успеха, целевой аудитории, «а где ее будут продавать?», зонирование продаж. Этого совершенно никто не знал. Они как-то искренне полагали (люди, писавшие Библию), что все читатели - все возлюбленные творения Господа. Все способны оценить и следовать за хитрейшим путем, извивом мысли пророка или, например, царя Соломона. Они очень хорошо думали о своем читателе, потому читатель их не подвел. И миллионы людей читают эту книгу и находят в ней кайф.

Ну да, не все всё понимают.
Хотя, откуда мы знаем?
Может, какой-то монах где-нибудь в келье на острове Сен-Мишель или на Соловках, никогда не написавший строки комментариев понимал в Библии больше, чем многомудрые пузатые дяди, которые этих комментариев наплодили тома? Это ж тоже вполне возможно.

Но эта книга говорит и уму и сердцу, и она пробуждает в человеке самые разные чувства. Не надо понимать так, что это одна сплошная святость.

Не надо понимать так, что эта книга учит благочестию. Там есть сцены резни и жуткого отношения к людям. Потому что так было.


И там есть первобытный реализм. Сильнейший и страшнейший, когда никто ничего не придумывает, а так все и пишет.(…)

Вот эти сцены, которые описаны с самым, что ни на есть первобытным реализмом, без всякой идеи, что добро яко бы должно побеждать. Без диких бредовых измышлений, что зло должно быть наказано. Что «good guys always win».
Ничего похожего.
А все как всегда.
Вот оно так.
(…)

Теперь сравните это с теми образцами словесности, на которых мы выросли.
Вот чем Библия их превосходит. Если там описаны события, то вы можете быть уверены - вот так все страшно и было. А нам бы хотелось, чтобы Давид был праведником. А вот нифига.

И праотцы, и пророки – они описаны людьми. И вот этот какой-то непередаваемый реализм. Реализм людей, которые ничего не боятся. Они не боятся людского суда, потому что они не для него пишут. Им наплевать на критиков, наплевать на то, что так не принято, наплевать на то «а чему я научу будущее поколение» - им пофигу.
Я пишу для Бога.

Вот, что отличает Библию от всех остальных книг."