Подписатся на новости
Религоведение
Быть честным перед Богом

Может быть, одной из самых популярных и самых спорных книг XX века о боге, христианстве и шире — монотеизме — стала работа Джона Робинсона "Быть честным перед Богом".

Робинсон, англиканский священник, в 1959 году был назначен епископом Вулвичским; правда, даже архиепископ Кентерберийский полагал, что Робинсон, уже известный тогда своей книгой о всеобщем спасении, принесёт больше пользы, как богослов, чем как церковный функционер. Но назначение всё-таки подтвердил. На следующий же год свеженазначенный епископ прославился тем, что выступил на громком процессе о непристойности в романе "Любовник леди Чаттерлей" — причем в роли защитника книги, не обвинителя. В общем, ясно, что Джон Робинсон был человеком по меньшей мере либеральных взглядов. Но "Быть честным перед Богом" побила любые ожидания.
Нельзя сказать, что это полностью оригинальная работа — в ней огромное место занимают цитаты из ведущих "продвинутых" протестантских теологов XX века — Пауля Тиллиха, Дитриха Бонхеффера и Рудольфа Бультмана. В сущности, Робинсон свёл их богословие в одну книгу, да вдобавок позаботился о том, чтоб изложить эти взгляды максимально доступно для самой широкой аудитории, незнакомой с религиозными вопросами. А взгляды на первый взгляд — радикальнейшие. Робинсон констатирует, что современность избавилась от наивного взгляда на Бога как на "дедушку на небесах" — но этого, по его мнению, недостаточно. Сказать "Бог — это творец вселенной, незримый дух" и тому подобное — будет таким же упрощением, катастрофически недостаточной метафорой. Для того, чтоб современному человеку адекватно говорить о Боге, необходимо обратиться к экзистенциалистской идее Тиллиха о том, что "Бог — это основание нашего бытия"; к мысли Бонхеффера о христианстве, свободном от религии, о секулярном богословии; к рассуждениям Бультмана о том, что Новый Завет интеллектуальная честность призывает демифологизировать и избавить от чудес. Может быть, переосмыслить представление о Воскресении Христовом; может быть, при необходимости даже избавиться от самого слова "Бог", которое слишком нагружено образами и отделяет нас от простой и ясной истины…
"Я сам рассечен надвое линией этого раздела… - пишет Робинсон. - Так, когда я слушаю по радио или смотрю по телевизору дискуссию между христианином и гуманистом, я нередко ловлю себя на том, что мои симпатии скорее на стороне гуманиста. Это вовсе не потому, что колеблется моя вера или преданность Богу. Просто я инстинктивно разделяю с гуманистом неспособность принять те мировоззренческие схемы и религиозные модели, в которые облекается преподносимая ему вера. Я чувствую, что он прав, восставая против них, и мне всё более неловко, что «ортодоксия» должна с ними идентифицироваться".

Конечно, вокруг такого текста разразились споры ещё до выхода книги в печать. Консерваторы были в ярости, либералы ликовали, серьезные богословы критиковали Робинсона за упрощение глубокой философии.
Если есть необходимость защищать автора, как он сам защищал роман Лоуренса — нужно сказать, что епископ не просто отстранённо воспроизводит эти точки зрения. Все они глубоко пережиты автором, все сопровождены его рефлексией, почти физически чувствуется, насколько трудной и порой болезненной. "Быть честным перед богом" — личная исповедь Робинсона. Это и придаёт силу книге, сколь бы спорной она ни была. Автор честен не только перед Богом, но и перед читателем тоже.

Материал из курса К. Михайлова "Монотеизм"
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
Курсы автора