Подписатся на новости
Религоведение
Шумеры

Думать про Шумер — как играть в стратегию на компьютере в самом начале. Земля ещё безвидна и пуста. Ни коней с гордыми всадниками, ни каменных башен, ни бронзовых мечей — ничего этого ещё нет. Есть только твой город и несколько жителей, а вокруг — темнота, в которой — неведомые опасности. Для шумеров мир за пределами их земли и загробное царство были одним и тем же: местом обитания врагов, варваров, мертвецов и демонов. Зато и боги жили рядом, в этом освещенном пространстве — можно сказать, бок о бок. В лекции мы уже много слышали про отдаленного старца Ану, властного Энлиля, доброго к людям Энки; а ведь есть ещё Нинкаси, богиня пива, любимого шумерами, "Светлоструйнорожденная". Как поётся в гимне Нинкаси (перевод Вероники Афанасьевой):

"…О Нинкаси, пивом цеженным в могучую кадку изливаешься ты -
Тигра и Евфрата наводнение.
Пузатый жбан,
Жбан-чан-кувшин,
Жбан, что печень веселит,
Кувшин, что сердце радует".
Но была и страшная Эрешкигаль, также звавшаяся Иркалла, "Великая подземная госпожа" — царица загробного царства, боящаяся света, с птичьими крыльями и когтями, захватившая в плен бога Думмузи, но потерпевшая поражение от воинственного Нергала и ставшая его женой. Её земля тоже зовётся Иркалла, или Кур — мрачная пещера без света, где можно вести только "теневое подобие жизни на земле". Все души попадают туда, вне зависимости от того, как ты себя вёл в жизни: никакого суда по справедливости тебя не ждёт. В Куре души обречены питаться лишь сухой пылью. Единственное, что могут сделать родственники умершего, чтоб облегчить его участь — сделать возлияние на его могиле, через глиняную трубочку нацедив ему воды. Именно поэтому важно было иметь многочисленное потомство — иначе пить мертвецу на том свете будет нечего, и он начнет возвращаться, чтобы тревожить живых.
Но и на земле живёт опасности. Например, в ливанских горах драгоценные кедры охраняет чудовищный Хумбаба (Хувава), приставленный для того богом Энлилем. Хумбаба

Из "Эпоса о Гильгамеше":
"Энкиду взмахнул своим топором и срубил один из кедров. Раздался гневный голос: «Кто вошёл в мой лес и срубил одно из моих деревьев?» И тут они увидели самого Хумбабу, приближавшегося к ним: были у него львиные лапы и покрытое розовой чешуёю тело, когти на лапах ястребиные, а на голове рога дикого быка; хвост его и мужской орган заканчивались каждый змеиной головой".
И всё-таки Гильгамеш со своим другом Энкиду одолели Хумбабу. И сам Гильгамеш (Бильга-мес по-шумерски), хоть и человек, не смогший обрести бессмертие — был признан богом в городе Шуруппаке. И люди могут подняться над своей судьбой! А боги, наоборот, ещё пока ближе к людям. Они плавают на барках по каналам, заходят в гости в храмы друг к другу — они могучи и своевольны, но ещё не стали той абсолютной, непознаваемой, непререкаемой силой, чью властную руку через две тысячи лет ощутят на себе древние иудеи.

Материал из курса К. Михайлова "Монотеизм"
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора