Подписатся на новости
Религоведение
Такой запутанный политеизм

В современном мире мы сталкиваемся с политеизмом в основном разве что в детстве — когда читаем мифы разных культур. Древнегреческие, скандинавские, индийские, может, даже кельтские — все у нас в голове разложены по разным папочкам с цветастыми корешками. Тем интереснее осознать, когда закапываешься в этот вопрос глубже — что на самом деле в истории эти границы были куда более зыбкими: всё перемешивалось по мере того, как разные народы мигрировали, расширяли границы своих владений и сталкивались с новыми соседями. Разные божества оказывались лишь разными именами одного и того же небожителя (или, быть может, наоборот — один и тот же персонаж раздваивался). Так вообще почти всегда происходит в культуре, но римляне даже дали этому процессу своё особое имя.
Римский Марс (Маворс) изначально был богом плодородия и только потом сблизился с воинственным Аресом греков
"Interpretatio graeca", то есть, в переводе с латыни, "греческий перевод" — так называли попытки древних греков объяснить чужие верования в понятных им самим терминах. Так Геродот описывал египетских богов с помощью греческих аналогов: у него получалось, что египтяне чтят тех же Зевса, Геракла или Гермеса. Только по контексту понятно, что Гермес, например — это бог мудрости Тот, а Зевс — это Амон.

Правда, Геродоту казалось непристойным и смущающим, что у Амона-Зевса — баранья голова. Но по этому поводу он рассказывает такую довольно натянутую легенду:
Зевс-Амон с бараньими рогами из Геркуланума.
"Геракл захотел однажды непременно увидеть Зевса, а тот вовсе не пожелал, чтобы Геракл его видел. Когда Геракл стал настойчиво добиваться [свидания], Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана".


После, познакомившись с римлянами, греки стали и их богов называть своими именами — так делали Дионисий Галикарнасский и Плутарх. Так и вышло, что Юпитера и Зевса, Ареса и Марса, Сатурна и Кроноса стали считать одним и тем же — хотя изначально это были совершенно разные божества.
Кельтский Луг, которого римляне уподобили Меркурию
Для римлян это было тоже важно — всё же греческая культура имела огромный авторитет в древнем мире. Встретившись с варварами, римляне уже сами стали объяснять для себя их божеств, чтоб было понятно — но уже с некоторым высокомерием, не вдаваясь в детали. Цезарь в "Записках о Галльской войне" пишет про галлов и бриттов: "Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений: его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводников в путешествиях… Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву".

И пойми теперь, что Меркурий — это, скорее всего, кельтский Луг, а когда речь идёт о германцах — Вотан. Такой перевод — это уже "Interpretatio romana".

Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора