Подписатся на новости
Искусство, история
Древнегреческий храм - как построить?

Говоря "греческий полис", мы немедленно представляем себе царство беломраморных величественных зданий, колонн и статуй. Но от истины это далековато. На самом деле большинство домов в нем были глиняными, из необожженного кирпича, и, честно скажем — неказистыми, с глухими стенами без окон, с узкими кривыми улицами.
Зато храмы действительно были белокаменными — в самых крупных городах, конечно. Филолог Михаил Леонович Гаспаров писал в своей замечательной научно-популярной работе "Занимательная Греция":
"Но храмы не всегда были мраморные — сперва они были деревянные.

Что такое храм? Дом бога.
Как построить дом? Подвести фундамент, сложить четыре бревенчатые стены, перекрыть их крест-накрест несколькими деревянными балками и водрузить сверху двускатную крышу — вот и все. Впрочем, нет, не все: храмы строились на возвышенных местах, открытых непогоде, стены могли отсыреть, надо было их прикрыть.

Для этого двускатную крышу делали пошире, чтобы она лежала на здании, как широкополая шляпа, а края ее подпирали деревянными столбами, и столбы эти вереницей окружали здание со всех сторон.

Так и образовались три яруса греческого храма: фундамент, колоннада и карниз с крышей. Ничего, что нельзя было бы сработать из прямых бревен, здесь не было: ни арок, ни куполов. Вы можете сложить модель храма из спичек, и она будет стоять. Лишь потом, когда греки стали жить богаче, они начали возводить эти части храма уже не из дерева, а из камня: сперва из известняка, потом из мрамора".
Колонны, как известно, были разные: суровые дорические и более легкие, живописные — ионические. Уже гораздо позже римский архитектор Витрувий сравнивал мужественность дорического ордера с "пропорциями, крепостью и красотой мужского тела", а ионического — с "утонченностью женщин". Может, дело было в том, что у греков-дорийцев рос более мощный строительный лес, а в Ионии, в Малой Азии, приходилось использовать стволы потоньше.
Коринфская капитель и корзинка с листьями аканта.
Позже придумали и коринфский ордер, самый прихотливый. Его, по Витрувию, создали "в подражание девичьей стройности".

О происхождении богато украшенной капители коринфских колонн Витрувий рассказывает такую легенду: мол, некогда греческий архитектор Каллимах увидел могильный холм "одной девушки, гражданки Коринфа". Холм украшала, по обычаю бедных людей, простая ивовая корзинка с вещицами, накрытая сверху черепицей. Корзину со временем оплели листья аканта. Каллимах, "восхищённый новизною вида и формы", вдохновился и создал новый ордер.
Витрувий подносит свой трактат императору Августу. Гравюра Себастьяна Леклерка
Легенда отчасти подтверждается: Каллимах действительно жил и работал в Коринфе. Его почитали за мастерство бронзового литья. Похоже, и капитель свою он поначалу делал из бронзы — а уж потомки начали вырезать их из камня, что не слишком подходит для такой формы. До наших дней коринфские капители обычно доходят с обломанными листьями.

Подробнее о греческой и римской архитектуре на курсе.
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора