Подписатся на новости
Культура, искусства
Архитектура Португалии

Не только Микеланджело с его титаническим размахом, и не Палладио с его соразмерностью, и не Браманте с его строгостью, и не Брунеллески с его развитием итальянского средневековья. Архитектура Возрождения - это ещё и стиль мануэлино.
Белемская башня
Португалия, всю жизнь лежащая на краю Европы, одним боком соприкасалась с новизной европейского гуманизма, в то же время хорошо помнила власть кордовских халифов, а другим боком — впитывала веяния совсем уже далёких мест, которые доносились до неё с волнами океана.

Португальцам вообще свойственна эта тоска по дальнему: Магеллан, Васко да Гама, Бартоломео Диаш и другие не на пустом месте родились. Знаменитое их слово "саудаде" - тоска по тому, что скрылось за горизонтом, по странному. Всё это они привезли из дальней дали и смешали в ярком водовороте мануэлино. Острые шпили готики соединились с резными ячейками мавританского стиля, здесь же римское наследие дало свою стройность — и фламандские, и африканские, и самые экзотические, даже, говорят, индийские мотивы переплелись тут. Оно всё полно морем: повсюду изображены ракушки, жемчужины, водоросли. Сами ребристые структуры сводов напоминают какие-то кораллы. Это как безудержный, несколько даже лихорадочный сон: колонны свиваются, будто верёвки, множатся, симметрия возникает и исчезает; это как если бы Гауди жил на пятьсот лет раньше и творил бы на пару с модной нейросетью вроде Midjourney. Какой-то восторг свободы захлестнул архитекторов, чувство открытого мира.

И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря
— как сказал Мандельштам совсем о другой стране и другом стиле.
Монастырь Жеронимуш
Мануэлино — в честь короля Мануэля I, которого недаром прозвали Счастливым. Четверть века его правления, наполненная культурными открытиями, покровительством искусства и интеллектуальной жизни — видимо, была как сон, который дал Португалии реализовать себя прежде, чем всё это кончилось навсегда. Лиссабон стал городом, наполовину существующим в мечте, уходящим туда своим рельефом. Особенно это чувствуется в районе Белен, сплошь мануэлиновском анклаве — он построен из белого и желтоватого мрамора, красной черепицы и вот этой невыразимой дали. Монастырь Жеронимуш, содержащий и морской музей, и могилы королей, и гробницы Васко да Гамы и поэта Камоэнса — огромен и неповторимо разнообразен. А у берега башня Торре-де-Белем, небольшая, изящная, смотрит в море и переливающееся небо, каждую секунду меняющее оттенок на закате.

Узнать больше про архитектуру можно на авторском курсе Веры Донец "Архитектура как искусство".
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора