Подписатся на новости
Культура, искусства
Барокко

Барокко изначально — словцо непонятное, смутного происхождения, само столь же неясное, как и понятие, им обозначаемое. Perola barocca — так португальские купцы называли испорченные жемчужины странной формы. Но вот что до этого? Может, было латинское bis-roca, "скрученный камень". Или verruca - тоже из словаря ювелиров, обозначение дефекта в драгоценном камне. А может, и вовсе словечко было выдумано, как пародия, фу-ты-ну-ты, фигли-мигли, экивоки…
Барочная жемчужина - perola barroca - в подвеске 17 века.
Не проще получается и со значением. С одной стороны, барокко — вроде бы вполне конкретный стиль, существовавший в такой-то период, XVII — XVIII века… Но тут уже рвётся стройная концепция. Барокко — архитектура, но и скульптура, и живопись, и литература — и больше того, стиль жизни, свойство взгляда на все вещи. Многообразный, не определяемый в простых понятиях, но безошибочно узнаваемый.

Барокко первым делом разрывает с "прекрасной ясностью" Ренессанса — с этим светлым ощущением, будто мир измерен и соразмерен человеку, а значит, подвластен ему. Он также светел, но в этой яркости чувствуется уже что-то лихорадочное, психоделическое даже. Эти бесконечно развивающиеся, клубящиеся образы, иллюзорные, реальные, одинаково живописные — "под ними хаос шевелится". Да, человек уже не расстаётся со своими атрибутами власти — циркулем и линейкой, не возвращает их Богу, Который, похоже, ушёл от дел. Но человеческий расчёт всё равно не в силах преодолеть глубину бездн: времени, смерти, страсти.

Мир уже не кажется соразмерным, единым и разумным. Перед взорами того времени раскрывается необозримость Вселенной в учении Коперника, мощь духовного космоса — в протестантской Реформации, необъятность Земли — в географических открытиях своего времени. Это было ударом не меньшим, чем учения Фрейда, Маркса и Дарвина — для своего времени четыреста лет спустя. Паскаль говорит о человеке, как о "среднем между всем и ничем", "мыслящем тростнике".
О, смерть ты жестока, коварна со всеми,
И всех ты позоришь.
Ведь умереть мы должны.
И чистое сумасшествие, или бредовое исступленье
Врать самому себе.
Ведь умереть мы должны.


Это барочный итальянский композитор Стефано Ланди в своей знаменитой "Пассакалье о жизни". Отчаяние — но только послушайте, с какой неутолимой жаждой исполняет её Марко Бисли и ансамбль "Арпеджиата".
Или вот Франсиско де Кеведо, испанец, в прекрасном переводе Никиты Винокурова:

О, пилигрим, ты ищешь в Риме Рим,
Но Рима нет... Великий Рим – руина.
Стал Авентин могилой Авентина,
И Палатин надгробием своим.
На медальонах временем слепым
Источен камень. Портиков лепнина
Осыпалась. От славы исполина
Набег эпох оставил прах и дым.
И только Тибра волнами объята
Твоя могила, Рим, твой тихий грот.
Шумит река, томит ее утрата...
Из прежнего величья и красот
Все вечное исчезло без возврата,
Все бренное осталось и живет.
Интерьер Сант-Иньяцио, барочной церкви иезуитов в Риме. Архитектор Орацио Грасси
Рим ведь недаром был родиной барокко. Отсюда пошел его отсчет, здесь его возводят Микеланджело, Бернини.

В завитках барокко — застыл тот дух, беспокойный, трагический, огненный — что жил на предыдущем ветке истории в готической "Осени Средневековья", а после посетит сей мир в романтической буре и натиске. Само же барокко, утомившись от собственного величия, сведёт себя к малому, исчерпается в прихотливых играх рококо.

Но, возможно, барочность — это свойство более универсальное, чем можно подумать. Ещё один знаменитый испанец, Хоса Ортега-и-Гассет, писал о барочности как о "человеческой константе". А кубинский писатель Алехо Карпентьер говорил, что барочность — "своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка… Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определённой цивилизации".

Узнать больше про архитектуру можно на авторском курсе Веры Донец "Архитектура как искусство".
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора