Подписатся на новости
история
Женщины - явление и миф

Наш канал в телеграме
Где есть явление — там рождается и миф. Вместе с самими женщинами, вдруг ощутившими свою силу, но в то же время плотно зажатыми в рамках патриархального уклада XIX века, появились и истории о них. Вся классическая русская литература чем дальше, тем больше полнится этими образами — в то же время основанными на реальных жизнях.

Правда, не всегда это одна-единственная конкретная женщина. Вот к примеру, лесковская Катерина Львовна Измайлова — она же "Леди Макбет Мценского уезда". Та самая, которая совершила тройное убийство ради своей страсти. Лесков намекает довольно прозрачно, что у истории его есть живые предпосылки, и даже место действия представлено достаточно хорошо: тот самый городок Мценск, в Орловской губернии. И улица названа: Старо-Московская (ныне, конечно, Ленина), и даже дом известен. До сих пор амчане (так зовутся жители города) показывают этот дом — нумер 8, кажется.

та самая Старомосковская улица в центре Мценска
При этом, похоже, реальной Катерины Измайловой, под этим или другим именем, не существовало, — так сказать, индивидуально. Но зато вполне жила она коллективно. Шестнадцати лет Николай Лесков поступил в Орловскую палату уголовного суда, сперва канцелярским служителем, а после дослужился даже и до помощника столоначальника. Так что историй этих — о женщинах, доведённых до преступления страшной безысходностью своей жизни — он, верно, наслушался на всю жизнь вперед. Лесков ведь и сам определил жанр своей "Леди Макбет" как "очерк типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности". Такие вот типажи.
Герасимов С. В. Иллюстрация к пьесе Островского «Гроза». Катерина и Борис
Или вот совсем другой пример примерно тех же лет: "Гроза" Александра Островского. Тут тоже без прототипов не обошлось: и Катерину Островский писал со своей возлюбленной, актрисы Любви Павловны Косицкой (она же её впервые и сыграла). А ещё прогремело в то время так называемое "дело Клыковых". Очень похоже: точно так же на Волге, только не в вымышленном Калинове, а в Костроме, выдали девицу Александру Трубникову, 16-ти лет, в старообрядческую семью, занимавшуюся мучной торговлей. Суровая свекровь помыкала Александрой, не разрешала видеться с родными, заставляла делать всю самую черную работу по дому. Беспросветно — и вдруг девушка знакомится с неким Марьиным, служащим в почтовой конторе. Ползут слухи о том, что она изменяет. И, наконец, 10 ноября 1859 года унтер-офицер костромской пожарной команды Иван Федоров замечает в Волге тело несчастной. То ли самоубийство, то ли убийство; шумный судебный процесс (дело заняло три объемистых тома) — и можно было бы подумать, что историю Катерины Александр Николаевич списал с "дела Клыковых". Совпадает и сам сюжет, и количество членов семьи, и их характеры, и даже разговоры до буквальности схожи.
Катерина. Эскиз Кустодиева к пьесе «Гроза»
Но вот незадача: оказывается, Островский начал писать свою пьесу в июне 1859 года и закончил в октябре. А события-то в Костроме произошли месяцем позже! Получается, не только искусство следует жизни, но и жизнь — иногда трагически — оформляет судьбы людей в чисто литературном стиле.

Узнаем больше о женщинах в России в 19 веке на курсе "Эпоха перемен: быт, бизнес и женщины в 19 веке".
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора