Подписатся на новости
Библия в русской литературе.
Курс из 6 встреч в центре Москвы (+ трансляция и запись)
Лектор - Анна Ильинична Шмаина-Великанова
Христианство — основа всей западной культуры. Искусство, которое хочет остаться в вечности, стремится припасть к его глубинам — прочувствовать, осмыслить или переосмыслить вечные сюжеты.

Библия — поэзия жизни и ее гимн. В ней есть ответы на все жизненные вопросы и примеры всех человеческих отношений: предательства, коварства, измены, веры, ожидания, любви.

Обращение к этим темам открывает ключом замок к нашей душе, где эти сюжеты уложены очень глубоко, вместе с колыбельными, сказками, мифами и легендами. Мы считывает их не разумом, а сердцем. Мы из них состоим.
Библия в русской литературе
Библейские сюжеты — это метаязык, на котором проще донести сообщение до читателей, дорисовать образ там, где границы для него уже есть.
Именно на этом языке говорит великая литература, а потому Библия оказала определяющая влияние на литературу многих европейских стран, и русская литература не стала исключением.

Нам хотелось бы показать особенные моменты, которые именно в русской культуре повернулись очень выпукло: жертва, страдальцы, промысл, суд, милость и т.д. Постараться увидеть библейское влияние там, где оно не бросается в глаза, раскрыть неожиданные стороны этого влияния.
Программа встреч
1 встреча
На первой встрече мы поговорим о том, как через сюжет в литературе выражается понимание Божьей воли. Самый яркий пример промысла в литературе — повесть «Метель» А.С. Пушкина. Случайная встреча, которая не могла произойти, но в тоже время случилась. В «Войне и мире» князь Андрей оказывается в обозе раненых именно у Ростовых. Так не бывает, но так было.

Когда мы оглядываемся на свою жизнь, то видим цепь вроде бы случайных событий, которые вместе выстроились в удивительную мозаику, где каждый камушек на своем месте и никакой из них нельзя подвинуть - нарушится красота и гармония замысла.
2 встреча
Промысел в русской литературе
Первая лекция оказалась длиннее, чем планировали организаторы. Тема «Святость в библии и русской литературе. Женские образы» будет раскрыта в рамках последующих лекций.

Продолжаем говорить про Промысел. В христианстве цепь таких «случайностей» называют Божьим промыслом — водительством человека Богом по «морю житейскому».

Мы увидим и пример "антипромысла" в произведениях В. В. Набокова, который показывает нам, что всё случайно, всё не совпадает, происходит "ничего и не за чем".

И, наконец, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, где этот прием, промысел, становится из сюжетного хода самим содержанием. Есть знаменитое место, где в романе не происходит ничего: одни участники сцены не познакомились, другие никогда не узнали друг друга. Кроме автора никому неизвестно, что в этот момент их свела судьба. Это демонстрация промысла в чистом виде – символ единых в замысле Божьем, но не знающих об этом жизней. В этом смысле «Доктор Живаго» вещь уникальная. Там показан промысл на том уровне, котором он существует не в литературе, а в жизни.

3 встреча
Милость и суд в Библии и русской литературе.
Справедливый суд или милость? Ветхий Завет или Новый? Возмездие или прощение? Закон или любовь? На этом занятии мы поговорим о темах, которые вытекают из Евангелия на примерах произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Анджело", "Сказка о царе" и Л.Н. Толстого "Война и мир".
4 встреча
Богоборчество и отступничество
На этом занятии мы разберем примеры богоборчества и отступничества в Библии на примерах историй Иова и Иуды, а потом то, как эти примеры повлияли на русскую литературу. Богоборческие герои – это герои М.Ю. Лермонтова. Пример отступника – это Ставрогин («Бесы») Ф.М. Достоевского: он не отрекается от Бога, он отступник по существу.
Обсудим Кириллова из «Бесов» и Свидригайлова из «Преступления и наказания».
5 встреча
Жертва
На этом занятии мы разберем представление о жертве в Библии, а потом понятие жертвы в литературе на примерах произведения Л.С. Петрушевской «Такая девочка» и Н. С. Гумилева «Гондла». Говоря о «Такой девочке», мы увидим образ агнца, несущего на себе чужие грехи, безвинного существа; а у Гумилева - образ избранника, который отдает свою жизнь во имя Христа.
6 встреча
Мессианизм
На этом занятии мы посмотрим, как изображали Христа и вообще фигуру спасителя в русской литературе и сравним разные образы. О мессианизме и лжемессианизме в литературе. А также о том, что 20-30-ые годы стали совершенно особенным периодом в истории русской литературы: несколько писателей независимо друг от друга вдруг написали о Христе, который появился в Москве. Некоторые из этих произведений пропали, другие остались только в планах.

Поговорим о том, почему считать Йешуа в «Мастере и Маргарите» образом Христа - это случайная ошибка читателей и "завихрение" нашей истории. Поговорим и о том, почему роман «Доктор Живаго» – это роман о Христе. Как врач, человек со слабостями, мыслящий, безвольный, выполняет эту функцию – роль Христа.
Анна Ильинична Шмаина-Великанова
Доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ, специалист по мифологии, раннему христианству, раннему иудаизму, библеистике.

С 1995 года преподает историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит в Центре изучения религий РГГУ. А также в настоящее время читает публичные лекции.