Подписатся на новости
Светские
Библейские Чтения
СТАРТ 23 сентября 2024

  • Записи занятий
  • Домашки
  • Дополнительные материалы
Навигация по странице
Навигация по занятиям
Ниже краткое описание прошедших занятий.
Нажимайте "смотреть семинар", чтобы перейти к видео выбранного урока.
Знакомство с лектором и друг с другом. Погружение в контекст и обсуждение предстоящего курса.
Сотворение мира, гроехопадение, изгнание из рая
Бытие, 1-3
Каин и Авель
Бытие, 4
Потоп
Бытие 5:18-6:7 и 6:7-9:29
Вводная встреча 23.09.2024
Дополнительные материалы
  1. Вводная лекция Леонида Мациха к Библейским чтениям. Рекомендовано прослушать 1 лекцию. Все лекции курса по ссылке.
  2. Книга "Как создавалась Библия". Автор - Ричард Фридман
  3. В качестве «сказки на ночь» обсуждали Иезекииль, 37 глава. Прочитать можно тут.
1 встреча 30.09.2024
Задание
  1. Зачем в Библии два рассказа о сотворении?
  2. Чем по существу отличаются эти рассказы?
  3. Какой из рассказов более ранний и почему?
  4. Что нового добавляют рассказы о творении из Псалмов и книги Иова?
  5. Почему в тексте сохранились эти версии тоже?
  6. Что общего у библейских мифов о творении с шумерскими?
  7. Чем они принципиально отличаются?
К прочтению: Бытие 1-2:4а Бытие 2:4б-25 Пс. 33:6, 9. Псалмы 73, 103. Иов 38.
Дополнительно:
Всем прочитать Библию, книга Бытия гл. 1-3. Если у вас есть желание и время, и вы хотите увидеть "историю" текста, о которой мы будем говорить на первом занятии, то прочитайте Пс. 33:6, 9. Псалмы 73, 103. Иов 38.

ВАЖНО
Если у Вас много времени, сил и желания читать или если вы очень любите древние мифы, то прочитайте
ссылки скоро добавим

Кто очень занят работой и жизнью и ничего вообще не успеет прочитать - не смущайтесь и все равно приходите. Тексты настолько известные, что вы не потеряетесь, но точно увидите их новые грани.
00:58 Приветственное слово от Светланы: о планировании занятия;
Историко-географическая преамбула:
02:40 тема занятия: 1 книга Бытия, "Брейшит" - название книги на иврите, получено по первой фразе книги: начало библейского повествования о сотворении Богом всего сущего;
04:46 О карте "территория Благодатного полумесяца"
06:05 Об особенностях построения "Торы" -
06:50 Особенности жизни людей, при которых создавалась Библия:
- связь появления Библии с перемещениями - миграциями племен, исторические истоки появления текста;
09:12 - культура и значение слова, особенности передачи знаний устно, стилистика слова;
10:51 - значение родового сознания и связи с людьми, кочующими рядом;
12:56 - столкновение мировоззрений кочующих и оседлых племен;
14:15 - плавильный котел опыта, культур, верований
15:30 Начало начал Библии - сотворение мира: два рассказа + первый более позднего, второй - более раннего звучания.
Первая версия:
24:32 - тоху и вавоху (хаос и бездна) - изначальное нечто.
27:50 о Премудрости
30:30 о творение Словом: Давар -Мемра - Логос
32:32 Христос - воплощенный Логос
35:16 Последовательность творения: О творении Богом Света
36:30 Ракия - Небеса (чеканить)
38:40 Возникновение Земли
39:02 Земля выводит растения - миф об Уране и Гее, о Земле Обетованной
41:40 Светила. Почему здесь?
43: 43 О значении Предела
44:12 Основы календаря
45:15 Появление жизни на Земле
45:40 Второй компонент жизни - вода
47:30 Предание о Левиафане, Бегемоте
48:50 Сотворение Человека
50:00 О причине изображения Бога - антропоморфным
50:36 Равенство Мужчины и Женщине, о царской природе человека
52:56 О природе вегетарианства
53:50 7 день - для Бога, основа ритуала "Шабат", сакрализация времени.
56:26 Вторая версия сотворения:
59:12 О связи Человека и Земли: Дам - Адом - Адома- Адам
1:00:50 Разница в творении Мужчины и Женщины
1:02:32 О Богине Ненти: госпожа, дающая жизнь (из ребра мужчины)
1:04:40 Зачем эти две истории в Сотворении Мира соединены?
1:08:04 Подтверждение равенства Мужчины и Женщины
1:09:40 О важности и ответственности Человека за упорядоченность всего
1:11:00 Ради чего творится Богом Мир?
1:12:11 О силе Любви
Третья глава:
1:12:30 Грехопадение - появление смерти - ослушание
Почему Адам боится смерти?
1:14:00 Название (имя ребенка) правильное понимание сути
1:14:36 О взрослении Человека
1:15:50 Миф о Змее
1:21:02 О последствии грехопадения всего человечества
1:22:10 ответы на вопросы:
о втором плоде "познания"
1:24:13 - о имени Ева, который дал ей Адам
1:24:46 - о причине появления слова "воинство", в грехопадении - о правде и лжи
1:27:30 вопрос про имя Адам (не распознан)
1:28:06 о хитрости Змея
1:28:28 значение имени Ева
1:28:40 о познании Адамом жизни
1:29:04 миф о Лилит
1:30:49 об андрогинности Бога
1:33:05 о богине Матери
1:34:42 об образе Премудрости
1:35:26 вопрос не распознан. О смысле введения Змея в текст
1:37:05 искушение Змеем есть в сюжете книги Иова
1:38:47 об исходе из Египта: рекомендации доп.материалов
1:39:40 о переходе из грехопадения в другое состояние - взросление
1:42:00 о множественности появления богов в тексте: генотеизм, монолатрия
1:43:30 о втором варианте вкушения плода
1:44:20 зачем введено в повествование древо жизни?
1:46:42 о синтезе греческой и еврейской традиции
1:47:48 о Еве
1:48:48 о дуальности полноценной жизни
1:49:00 Заключительное слово Светланы
00:00 Приветствие Светланы и акцент на важности первых мифологических глав.
02:20 История толкования мифа и смыслов его понимания, как переход от кочевого к оседлому стилю жизни.
08:36 Об исследовании Рене Жирара "Насилие и священное", о природе жертвоприношения.
11:24 О двух элементах жертвоприношения, как примирения двух форм жизни и формирование основ социума.

Анализ текста мифа
13:14 Начало сюжета о познании Евы Адамом.
15:57 появление Каина, как результат перехода на новый уровень бытия.
Толкование имени Каин.
17:58 О рождение человека в триаде: Адам, Ева, Бог.
24:17 Появление Авеля, перевод слова "суета сует".
26:37 О родстве Каина и Авеля.
30:30 Умолчание образа Авеля.
32:11 Почему Бог не посмотрел на дары Каина? Толкование фразы в разных традициях.
43:55 о конфликте Каина и Бога, как сбой системы.
52:20 Об отказе Каину в благословении Земли и отказе быть земледельцем;
54:04. Появление ремесленников;
эволюция социума.
55:30 Авель - прообраз Христа; архаическая подоплека сюжета.
1:00:30 исчезновение Авеля, в канонической традиции, как конец язычества.
1:06:15 Приход новых смыслов:
Первый мотив вражды между двумя братьями - библейский топас;
1:07:06 Второй мотив - ответственности за слабого.
1:09:10 Окончание мифологического сюжета про Каина и Авеля. Становление Каина вне закона.
1:23:26 Подведение итогов: о многослойности и многогранности первых архаичных мифов; о природе социума и человека; о природе жертвоприношения; о взаимоотношении человека и Бога.

Вопросы, ответы, комментарии:
1:20:10 о появление других людей на Земле кроме Адама, Евы, Каина, Авеля.
1:21:55 Тема гражданской войны и первой жертвы.
1:24:38 Зачем так много перечисления потомков Адама?
1:25:50 Вопрос про кровосмешения.
1:27:27 Вопрос про образ Христа.
1:28:28 комментарий: диалог Каина и Бога, как возможность управлять своими эмоциями.
1:28:44 О двойственности перевода текста.
1:9:49 Вопрос о возрасте потомков Адама и Евы.
1:30:46 Комментарий: жертва, как часть инициации, перехода на новый уровень Бытия.
1:31:09 Вопрос: в тексте существуют вопросы, которые Бог задаёт Адаму и Еве? Зачем?
1:32:18 Почему исход был в Ханаам, а не в Эдем?
1:35:25 Вопрос о том, как трансформировать неизбежное колесо: зла- насилия-кризиса- жертвы?
1:37:56 Заключительное слово Светланы.
2 встреча 14.10.2024
Задание
  1. Что общего у шумерского и библейского текста?
  2. Чем они принципиально отличаются?
  3. Какова природа мифа о Каине и Авеле?
  4. Как этот библейский миф связан с предыдущим?
К прочтению: Бытие 4.
«Разговор. Он сестре говорит ласково…» перевод В.К. Афанасьевой
Дополнительно литература из лекции:
  1. "Насилие и священное" - Жирар Рене (René Girard)
  2. "Дети нашей улицы " - Нагиб Махфуз
  3. "Иерусалим" - Алан Мур
  4. "Список Шиндлера" - фильм (1993)
3 встреча 28.10.2024
В истории о потопе очень четко видно переплетение двух версий текста. Постарайтесь вычислить их сами, кому трудно, лень или некогда – из разделяет в своей книжке Фридман в главе 2 в параграфе «Открытие источников» и далее. И объясняет, как так и почему.
Мы не будем касаться темы историчности потопа вообще, поэтому кому интересно – вот немного материала:
  1. Книжка Вулли про Ур Халдеев – старая, но добрая. И современная книжка И. Финкеля.
  2. Краткая версия научного отношения к проблеме сегодня: не было «всемирного потопа», были локальные катаклизмы.

Задание

  1. Что странного в описании Еноха? (5:18-24)
  2. Почему Енох – одна из главных фигур еврейской мистической традиции?
  3. В чем суть истории о связи сынов Божьих с дочерями человеческими? (6:1-4)
  4. Каковы функции библейского мифа о потопе?
  5. Чем заканчивается библейская история о потопе? В чем принципиальное отличие библейской версии от ближневосточных версий истории о потопе?
  6. Зачем в текст вводится история об опьянении Ноя?
  7. Атрахасис, Зиусудра и Утнапиштим – это Ной или Енох? Почему?
К прочтению: Бытие 5:18-6:7 и 6:7-9:29
  1. Сказание о Зиусудре
  2. «О все видавшем…» Эпос о Гильгамеше Таблицы 9-11
  3. «Когда Боги, подобно людям…» - полностью
Наш лектор Светлана Бабкина – кандидат исторических наук, доцент ЦИР РГГУ –

  • объясняет сюжеты и исторический контекст эпохи
  • дает задания группе
  • обращает внимание на спорные моменты
  • задает вопросы и помогает всем вместе искать ответы.
Для многих Ветхий завет считается жестокой и кровавой историей. Чтобы его правильно понимать, важно знать исторический контекст описываемых событий, время создания книг, цели их написания.
В этом нам также помогает Светлана.
Программа Чтений
Программа включает в себя 56 встреч (целиком курс рассчитан на три года 2 раза в месяц. ОНЛАЙН)
  • 19 в первый год
  • 19 во второй год
  • 18 в третий год

Мы встречаемся каждые 2 недели с сентября по май - комфортный темп для того, чтобы успевать читать, не гнать, но и не растягивать процесс.

5 лет опыта и 3 набранные группы позволили нам сверстать оптимальный план занятий.
Программа курса прописана - каждый блок можно развернуть и прочитать.
Как проходят занятия
Регулярно, каждые две недели в 19.30, мы встречаемся в ZOOM для проведения занятия.

Записи хранятся в личных кабинетах.
Продолжительность занятия 1,5 часа.
Задание
В конце занятия Светлана говорит, какие главы нужно прочитать к следующей встрече, а также высылает вопросы, которые помогут подумать и сфокусироваться на событиях, чтобы лучше во всем разобраться.
Занятие
На занятии мы подробно разбираем события из прочитанных глав, Светлана дает очень много интересного материала, задаем вопросы, слушаем, дискутируем.
Запись остается у вас бессрочно.
Доп. встречи
Иногда мы организуем какие-то дополнительные встречи или онлайн-дискуссии. Если есть такое желание у группы. Например, мы с группой ходили в музей истории евреев в России и слушали экскурсию о еврейских праздниках. Или обсуждали в онлайн со специальистом фильм Диббук 1937. г.
Мемы - это часть нашей культуры сейчас.
Публикуя эти мемы, мы не хотим никого обидеть и с уважением относимся к разным религиям и чувствам верующих.

Чтобы кайфовать от чувства юмора на библейску тему - приходите к нам на занятия!