Подписатся на новости
Доктор Живаго
Курс из 6 бесед в записи
Лектор - Анна Ильинична Шмаина-Великанова
Роман «Доктор Живаго» занимает, по нашему мнению, центральное место в литературе XX века.
Борис Пастернак считал, что вся его предыдущая проза, поэзия, всё творчество и жизнь были подготовкой, черновиком и попытками создания романа «Доктор Живаго». Им он подвел итоги своего жизненного пути, в нем воплотил весь жизненный опыт, все свои взгляды. Роман, который создавался в течение десяти лет, нередко называют самым важным высказыванием человека в XX веке в религиозном и художественном отношении.

Академик Дмитрий Лихачев называл этот роман «лирической автобиографией» Бориса Пастернака и считал, что в нем поэт пересказал историю своей души. А В.В. Иванов понял «Доктора Живаго» как позднее завершение Серебряного века.

Все это, вероятно, верно.

И в то же время говорит с читателем о важных для самого автора темах: христианстве, вере, бессмертии, смысле жизни.
Роман не оценили ни коллеги, ни оппоненты. Пастернака отрицательные оценки не задевали. Для него было самым главным, чтобы «Доктора Живаго» читали. Давайте и мы это сделаем.

Роман, который создавался в течение десяти лет, нередко называют самым важным высказыванием человека в XX веке в религиозном и художественном отношении.

Всем, кто задумывается о жизни и любит литературу важно говорить об этом романе. Это не просто проходное сочинение, а одно из самых важных произведений в мире литературы.
#такимпутем
Мы приглашаем вас на курс из 6 бесед по роману "Доктор Живаго" в записи.
Программа
Лекция 1
История романа
Поговорим про время создания романа, историю его написания и публикации. Присуждение автору роману Нобелевской премии, вынужденный отказ от нее и травлю на родине.

«Доктор Живаго» охватывает почти 50 лет в истории России: Первая мировая война, три революции и гражданская война. Погрузимся в этот контекст.
Лекция 2
Люди и места в романе
Географически действия романа происходят в Москве, в подмосковной дачной местности, на Урале и в Сибири. При этом здесь переплетается правда и вымысел. Так, вместе с реальной Москвой есть и выдуманный город Юрятин.

Каких реальных персонажей можно увидеть за героями романа? ? Маяковский, Цветаева и другие прототипы.

Поговорим про символические имена и названия в романе.
Лекция 3
Время, история, эпоха в романе. Композиция романа.
Время в романе идет нелинейно, модернистским образом, например, когда доктор умирает — это одновременно НЭП и эпоха сталинского террора. Зачем это? Какие еще есть странности в романе?. Пастернак говорил,что писал роман «как бы ногой», неряшливо, как разговариают. Однако исследования показывают, что композиция, сочетание стихов и прозы, соотношение частей были им глубоко продуманы. Постараемся проследить за ним.
Лекция 4
Жизнь как главный герой романа. Человеческие отношения и природа в романе.
«Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья».

Природа поглощает пространство романа, подчеркивается «природность» любви и ее тесная связь с человеком.

Герои находятся в системе природы, на них она распространяет свои законы, в ее власти их будущее и прошлое. Мир природы и мир людей в романе не противопоставлены друг другу, а тесно связаны, как растительное царство, историческое существование и Царство Божие.
Лекция 5
Стихи из романа. Лирический герой.
Главный герой романа – врач и поэт. Многие коллеги Пастернака сомневались в художественной ценности прозаической части романа, но последняя, XVII часть - стихи в романе были оценены очень высоко всеми без исключения.

«Гамлет», «Август», «Гефсиманский сад» знают и те, кто не читал роман. Поговорим про них.
Лекция 6
Богословские и литературные последствия и выводы.
Борис Пастернак называл «Доктора Живаго» «своим христианством». В самой фамилии Живаго заключена отсылка к цитате из Евангелия: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» и это обыгрываетсяв романе Солдатка Кубариха произносит: «Книга Слова Животного».

Ключевые мысли романа связаны с христианством и с концепцией жертвенности. Жертвенность, пассивность и возникновение нового в жизни, в культуре, в истории связаны для Бориса Пастернака нераздельно. И в личности главного героя романа проступают черты Христа.
Анна Ильинична Шмаина-Великанова
Доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ, специалист по мифологии, раннему христианству, раннему иудаизму, библеистике.

С 1995 года преподает историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит в Центре изучения религий РГГУ. А также в настоящее время читает публичные лекции.