Подписатся на новости

Библейские Чтения
Преподаватель Светлана Бабкина

Здесь будут публиковаться записи занятий 2021 - 22 уч. год.
Записи предыдущих лет внизу страницы
Дополнительные материалы
Пророки. Трактовка ЛА
Сайты для чтения и прослушивания Библии
Книги - научная литература




    • Фрезер "Фольклор в Ветхом Завете" http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt
    • А. Рофэ Повествование о пророках - очень подробный анализ истории Елисея.
    • И.Г. Франк-Каменецкий Колесница Иеговы - сборник статей о разных библейских сюжетах
    • Мильграм "Библейские исследования", составитель Б. Шварц
    • Тантлевский - Введение в Пятикнижие

    Книги - художественная литература

    • Филип Дик. "Трансмиграция Тимоти Арчера"
    • Исаак Башевис Зингер. Тойбеле и ее демон http://lib.ru/INPROZ/ZINGER/taibele.txt
    • Золотая ветвь, Фрезер http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
    • рассказ Чехова, Дома https://ilibrary.ru/text/1360/p.1/index.html
    • Роман Джозефа Хеллера "Видит Бог" (Рекомендация от слушательницы: Конечно, это художественное произведение, где излагается авторский взгляд, причем довольно своеобразный. Написан роман от лица царя Давида, который описывает свою жизнь и отношения с Богом. Библейский сюжет передан близко к тексту. С авторскими выкрутасами, но без них это был бы не Хеллер. Так получилось, что я читала этот роман, параллельно слушая записи занятий по 1-2 Царств. И все участники - жены, братья, слуги пр. - очень хорошо упаковались в моей голове. Так что как минимум распутаться с персонажами поможет. В общем, рекомендую!
    • Мэри Дуглас "Чистота и опасность"
    Фильмы\видео
    • "На восток от Эдема" по роману Джона Стейнбека
    • Фильм "10 заповедей", 2006 г. https://youtu.be/i3SNs7GgslY
    О Книге Еноха и одной из лучших библиотек по библеистике
    Книга Еноха (1 Енох), книга Юбилеев и апокриф Завещания Двенадцати патриархов в переводе А. Смирнова.

    Перевод старый, дореволюционный, поэтому их, как и другие, можно найти в интернете в изобилии. Он был очень хороший специалист, поэтому переводы не утратили актуальности и многократно переиздавались. Любое издание. Чудесный ресурс - библиотека Руслана Хазарзара. Его, к сожалению, уже нет, но библиотека продолжает действовать. http://alfa7omega.narod.ru/bibliot/khazar.htm
    Он создал одну из лучших библиотек по библеистике. Полностью вот тут: http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm
    Книжники перевели Мидра Раба: два тома Берейшит (книга Бытия) и Рут Раба и Эстер Раба. Ссылка, например, вот. http://m.knizhniki.ru/ru/catalog/id=11/subid=368/ У них все довольно дорого, к сожалению. Тем, кто читает по английски, проще. Так как Мидраш Раба - народное достояние, он многократно выкладывался в сеть.
    Например, вот тут: https://www.sefaria.org/Bereishit_Rabbah?lang=bi Там иврит и английский. И вообще там можете попастись.
    Там много что есть в переводах на английский, чего пока нет на русском. https://www.sefaria.org/texts - это оглавление.
    Статьи\ссылки на ресурсы\лекции\передачи
    Дополнительные лекции об Исайе
    Работая над «Путеводителем по Мациху», я нашла лекции, в которых Леонид Александрович говорил об Исайе. Ссылка на курсы.
    1. Курс «Библейские чтения».
      Лекция 1. Примерно с 68 по 80 минуты (немного, но здесь Л.А. цитирует Исайю на иврите – очень красиво звучит – и рассказывает в своей неподражаемой манере, с мациховским юмором об отношении Исайи к женщинам «легкого поведения»).
      Лекция 2. С 85 по 120 мин. Здесь Л.А. читает стихотворения с названием «Пророк» Пушкина, Лермонтова, Аронова.
      Лекция 3. Практически полностью посвящена Исайе.
    2. Курс «Великие идеи и книги» разбит на 2 семестра, Лекция 7. об Исайе - во втором.
      Лекция 7. Почти сначала и по 92 мин.
    3. Курс «История мировых религий».
      Лекция 21.
      Примерно с 69 по 92 мин (в контексте разговора об иудаизме, здесь также Л.А. читает и анализирует пушкинского «Пророка»)
      Лекция 22. Примерно 9-10 мин (Исайя о Мессии).
      Лекция 25. С 38.30 по 44 мин (в контексте разговора о христианстве).
      Дополнительная лекция (36) о христианстве. Примерно 82-83 мин (Исайя об агнце).
    4. Курс «Вечный поиск истины».
      Лекция 8.
      Примерно с 55 мин. и до конца лекции (в контексте разговора о мессианстве).
      Лекция 9. 10-12 мин. и 20-26 мин. (также в контексте разговора о мессианстве).
    5. Курск «Иудаизм и еврейские традиции»
      Лекция 1.
      Примерно с 7 по 32 мин. (в контексте описания структуры Библии, раздела «Невиим» («Пророки»), читает «Пророка» Пушкина, по-иному, чем в других лекциях, но также великолепно).
    Учебный год 2021-2022
    Сейчас как никогда нужно быть ближе друг к другу и, помимо всего прочего, учиться. Поэтому домашнее задание.
    Дочитываем книгу Иезекииля и говорим о мистической традиции, связанной с ним.
    1-10 главы – описание колесницы. Читаем внимательно и пытаемся визуализировать .
    Чем отличаются животные, херувимы и колеса? Что вообще они такое? Как это все движется?
    37 гл. – пророчество и чудо. Смотрим картинку. Почему этот текст все-таки не воспринимался как учение воскрешении, всего лишь как образ восстановления народа? Что дает нам эта глава если пометить ее в контекст 32:18-32?
    Гл. 40-48. Как описан идеальный храм? Что отличает его от храма «исторического»?
    Как описывается культ? Какое место идеальный храм занимает в экономической системе?
    Какие праздники будут в новом храме?
    Какие ключевые моменты есть в описании разделения земли между коленами?
    Занятие 12
    Запись занятия 12
    Картинка к Занятию 12
    37 гл. – пророчество и чудо. Смотрим картинку. Почему этот текст все-таки не воспринимался как учение воскрешении, всего лишь как образ восстановления народа?
    Здравствуйте, дорогие!
    Книга Иезекииля. Начинаем плавно читать, проходить будем тоже два, а может и три занятия. Прочитайте, пожалуйста, половину, по 24-ю главу включительно.
    Обратите внимание на то, как в книге описывается история:
    • Где находится пророк, откуда пророчествует?
    • Какие биографические данные проступают в книге?
    • Можно ли сказать, что его жизнь тоже пророчество?
    • Что отличает Иезекииля от всех остальных пророков?
      Читая, выделяйте, пожалуйста
    • Основные темы книги.
    • Пророческие жесты.
    • Странные видения.
      Мы обо всем этом будем подробно говорить на втором занятии.
    Занятие 11
    Запись занятия 11
    Здравствуйте, дорогие! На следующем занятии мы продолжим говорить об Иеремии. Я расскажу о том, как его образ воспринимается в последующей традиции, и потом поговорим о богословских идеях книги. Дочитываем текст до конца, и думаем:

    • Как Иеремия видит Бога?
    • Что он говорит о грехе, о суде, о милости, спасении?
    • Чем он отличается от Исайи?

    Ну и еще немного поговорим о пророческих жестах, так что продолжаем их отмечать, читая.
    Занятие 10
    Запись занятия 10
    Начните читать книгу Иеремии. Прочтите хотя бы 26 глав и + 36 главу (но лучше до конца). Мы посвятим этой книге 2 занятия. На ближайшем поговорим об истории, о самом Иеремии, на втором – о богословии книги.

    • Из какого царства был Иеремия? И при каких царях служил?
    • Что мы помним (ну или узнаем из книги) про его происхождение?
    • Как его происхождение сказывается на его пророчестве? (Аудитория, стиль, образный ряд)?
    • Как описано призвание?
    • Какие пророки могут считаться «образцами для подражания» для Иеремии?
    • Что мы знаем о его семейном положении?
    • Что происходит в стране? Какая главная угроза государству во время проповеди?
    • Что происходит внутри государства?
    • Виден ли в книге Иеремия-человек, а не только пророк?
    • Кто такой Варух?
    • Как Иеремия относится к плену?
    • Что последнее мы слышим об Иеремии (44 гл).
    Дополнительно: Пророки
    Занятие 9
    Запись занятия 9
    Здравствуйте, дорогие! Задание по Третьему Исайе такое же, как было раньше:
    дочитать книгу до конца, до 66 главы, и посмотреть, как меняется настроение теперь,
    что нового появляется и как, вместе с тем, та часть связана с предыдущими двумя тематически, и контекстно. Какие смыслы она добавляет к первым двум частям?
    На второй части занятия мы поговорим о христианском прочтении книги Исайи.
    Я прошу посмотреть следующие места:
    Дева и Иммануил: 7:14
    Крещение: 40:3
    Раб Божий: 42:1-4, 49:1-6, 50:4-9, 52:13-53:12
    Падение Люцифера: 14:12
    Последняя война: Гл. 24-27, 53:12
    Воскресение мертвых: Гл. 24-27
    Учение об остатке и образ нового мира: 1:9, 7:3, 10:21, 28:16
    Гора Господа 2:2, 40:4, 49:11
    Прочитайте их постарайтесь понять без учета христанского видения, которое над нами давлеет. Каким мог быть их изначальный смысл в VIII-VI вв. до н.э.?
    Занятие 8
    Запись занятия 8
    Здравствуйте дорогие! К следующему четвергу, 9 декабря, мы читаем Вторую часть книги Исайи – главы 40-55 – и обращаем внимание на:
    • Отличающиеся исторические условия, описанные в 1-и 2-й частях.
    • Новое вИдение истории.
    • Образ Бога. Вы все обратили внимание на то, что Бог у Исайи вообще другой, недели тот, что мы видели раньше. Попробуйте увидеть, как он меняется теперь.
    • Как в этой части Исайи понимается страдание? (Мы не будем говорить о страдающей рабе. Я решила отдельно на следующей занятии сделать половину занятия – разговором о книге Исайи в христианской традиции – там это обсудим). Но в общем: что такое страдание в этой книге?
    • Найдите в книге «женскую ипостась» Бога. :)
    • Не знаю, успеем или нет, но подумайте, какой был смысл в соединении Первого и Второго Исайи?
    Занятие 7
    Запись занятия 7
    Здравствуйте, дорогие! Вот вопросы к первой части книги Исайи (гл. 1-39). Не уверена, что успеем прямо все, но постараемся (как всегда ) 
    • Чувствуется ли эпоха в книге пророка Исайи?
    • Какие идеи стоят в центре прорoчества?
    • Сохраняется ли «Исайя-человек», когда появляется «Исайя-пророк»?
    • Почему в книге нет ничего о том, откуда появляется Исайя и куда уходит потом?
    • Что такое «знамение» в книге Исайи? Как оно «работает»?
    • Как Исайя видит связь царя и народа, что вообще такое для него «царь»? (36-39 гл).
    • Как Исайя видит «народы»? Что определяет их судьбы, какой она будет?
    • Почему главы 24-27 называют «Малый апокалипсис»
    Дополнительно: Книга пророка Исайи. Глава 1. - Андрей Десницкий профессор
    READING THE POETRY OF FIRST ISAIAH

    Занятие 6
    Запись занятия 6
    Здравствуйте, дорогие!
    Я тут подумала и вот что решила. Прежде чем читать Пророков, давайте немного поговорим о пророках вообще.
    • Кто-такой пророк?
    • Чем библейской пророк отличается от ближневосточного прорицателя?
    • «Дух Бога», «Слово Бога», человеческая личность - как они соотносятся в пророчестве?
    • Какие были узаконенные способы раскрыть волю Бога в Библии (вспомните, что мы читали уже)?
    • Как отличить пророка от лжепророка? А я рассажу, что со лжепророком потом делать )).
    • Чем доклассические пророки отличаются от классических? Как они связаны и все-таки что принципиально разного?
    И я расскажу вам, как вообще строится пророческая литература в Библии.
    Вот как-то так. И начните читать Перво-Исайю, то есть главы 1-39. Мы начнем его разбирать со следующего занятия, но текст непростой, будет читать труднее по началу. Так что читайте неспешно.
    Занятие 5
    Запись занятия 5
    Я соорудила домашнее задание по книге Неемии. Очень надеюсь прочитать ее за раз, так что читайте целиком.
    • С чего начинается книга Неемии? Что странного в самом начале первой главы?
    • Кто такой Неемия? Каков его статус в Персии и в Иудее?
    • 2:12 – почему Неемия обходит город тайно?
    • Зачем приводится перечень строителей стены? Зачем в книге, имеющей богословские цели, подобного рода документ?
    • С какими проблемами сталкивается Неемия по приезду?
    • Как описан конфликт с Самариятнами в этой книге? Вызывает ли сомнение что-нибудь в этом описании?
    • Какие реформы проводит Неемия?
    • В какой роил в книге появляется Ездра?
    • Почему опять всплывает история с иноземными женами?
    • Каковы священники в этой книге? Как они описаны, каково их место в обществе, как складываются взаимоотношения с Неемией?
    Занятие 4
    Запись занятия 4
    Занятие 3
    Здравствуйте, дорогие! Читаем Ездра 4-10. Все вряд ли успеем, но прочтите, хуже не будет. Мы дошли до самаритян. На занятии расскажу о них общее-историческое, а вы внимательно прочитайте текст.
    • 4 глава – вопрос отсается - в чем, как вам кажется, суть самаритянской схизмы? Почему она вообще возникла, что стало ее причинами и следствиями? Подумайте вот еще над чем: в чем хитрость, ангажированность подачи событий тексте Ездры? На мой взгляд, они довольно «иезуитски» все описывают. Вот попробуйте уловить это сами.
    • 5 глава – вопрос на внимательность. Вот схема царей, в приложении. В чем проблема в изложении в тексте?
    • 6 глава – как меняется самоназвание по сравнению с началом книги? О чем это говорит?
    • 7 глава – кто такой Ездра? Каков его статус, и кто он по происхождению? Как меняется структура власти после возвращения из плена?
    Дополнительно: Ахемениды, книга Бела Шагал "Горящие светильники".
    Занятие 2
    Запись занятия 2
    Мы начинаем книгу Езды. Прочтем то, что я обещала на последнем занятии летом: главы 1-6.

    Я расскажу немного о книге сама, а от вас прошу подумать над прежними вопросами:
    • Как изменяется повествование по сравнению с книгами Царств и Паралпоменонами. Это та же эпоха, что и Паралипоменон, но взгляд и изложение другие.
    • С какими проблемами столкнулись переселенцы? Что стало «маркером» первых лет возвращения из плена?И добавлю вот еще что: в чем, как вам кажется суть самаритянской схизмы? Почему она вообще возникла, что стало ее причинами и следствиями?
    Дополнительно: таблица книги-Ездры; Ахемениды
    Занятие 1
    Запись занятия 1
    2020 - 2021 учебный год

    Записи занятий можно посмотреть здесь
    2019 - 2020 учебный год

    Первый набор - все записи здесь
    Второй набор - записи первых занятий здесь, а в личном кабинете - продолжение до сентября 2020