Подписатся на новости

Библейские Чтения
Преподаватель Светлана Бабкина

Здесь будут публиковаться записи занятий 2021 - 22 уч. год.
Записи предыдущих лет внизу страницы
Дополнительные материалы
Учебный год 2021-2022
Сейчас как никогда нужно быть ближе друг к другу и, помимо всего прочего, учиться. Поэтому домашнее задание.
Дочитываем книгу Иезекииля и говорим о мистической традиции, связанной с ним.
1-10 главы – описание колесницы. Читаем внимательно и пытаемся визуализировать .
Чем отличаются животные, херувимы и колеса? Что вообще они такое? Как это все движется?
37 гл. – пророчество и чудо. Смотрим картинку. Почему этот текст все-таки не воспринимался как учение воскрешении, всего лишь как образ восстановления народа? Что дает нам эта глава если пометить ее в контекст 32:18-32?
Гл. 40-48. Как описан идеальный храм? Что отличает его от храма «исторического»?
Как описывается культ? Какое место идеальный храм занимает в экономической системе?
Какие праздники будут в новом храме?
Какие ключевые моменты есть в описании разделения земли между коленами?
Занятие 12
Запись занятия 12
Картинка к Занятию 12
37 гл. – пророчество и чудо. Смотрим картинку. Почему этот текст все-таки не воспринимался как учение воскрешении, всего лишь как образ восстановления народа?
Здравствуйте, дорогие!
Книга Иезекииля. Начинаем плавно читать, проходить будем тоже два, а может и три занятия. Прочитайте, пожалуйста, половину, по 24-ю главу включительно.
Обратите внимание на то, как в книге описывается история:
  • Где находится пророк, откуда пророчествует?
  • Какие биографические данные проступают в книге?
  • Можно ли сказать, что его жизнь тоже пророчество?
  • Что отличает Иезекииля от всех остальных пророков?
    Читая, выделяйте, пожалуйста
  • Основные темы книги.
  • Пророческие жесты.
  • Странные видения.
    Мы обо всем этом будем подробно говорить на втором занятии.
Занятие 11
Запись занятия 11
Здравствуйте, дорогие! На следующем занятии мы продолжим говорить об Иеремии. Я расскажу о том, как его образ воспринимается в последующей традиции, и потом поговорим о богословских идеях книги. Дочитываем текст до конца, и думаем:

  • Как Иеремия видит Бога?
  • Что он говорит о грехе, о суде, о милости, спасении?
  • Чем он отличается от Исайи?

Ну и еще немного поговорим о пророческих жестах, так что продолжаем их отмечать, читая.
Занятие 10
Запись занятия 10
Начните читать книгу Иеремии. Прочтите хотя бы 26 глав и + 36 главу (но лучше до конца). Мы посвятим этой книге 2 занятия. На ближайшем поговорим об истории, о самом Иеремии, на втором – о богословии книги.

  • Из какого царства был Иеремия? И при каких царях служил?
  • Что мы помним (ну или узнаем из книги) про его происхождение?
  • Как его происхождение сказывается на его пророчестве? (Аудитория, стиль, образный ряд)?
  • Как описано призвание?
  • Какие пророки могут считаться «образцами для подражания» для Иеремии?
  • Что мы знаем о его семейном положении?
  • Что происходит в стране? Какая главная угроза государству во время проповеди?
  • Что происходит внутри государства?
  • Виден ли в книге Иеремия-человек, а не только пророк?
  • Кто такой Варух?
  • Как Иеремия относится к плену?
  • Что последнее мы слышим об Иеремии (44 гл).
Дополнительно: Пророки
Занятие 9
Запись занятия 9
Здравствуйте, дорогие! Задание по Третьему Исайе такое же, как было раньше:
дочитать книгу до конца, до 66 главы, и посмотреть, как меняется настроение теперь,
что нового появляется и как, вместе с тем, та часть связана с предыдущими двумя тематически, и контекстно. Какие смыслы она добавляет к первым двум частям?
На второй части занятия мы поговорим о христианском прочтении книги Исайи.
Я прошу посмотреть следующие места:
Дева и Иммануил: 7:14
Крещение: 40:3
Раб Божий: 42:1-4, 49:1-6, 50:4-9, 52:13-53:12
Падение Люцифера: 14:12
Последняя война: Гл. 24-27, 53:12
Воскресение мертвых: Гл. 24-27
Учение об остатке и образ нового мира: 1:9, 7:3, 10:21, 28:16
Гора Господа 2:2, 40:4, 49:11
Прочитайте их постарайтесь понять без учета христанского видения, которое над нами давлеет. Каким мог быть их изначальный смысл в VIII-VI вв. до н.э.?
Занятие 8
Запись занятия 8
Здравствуйте дорогие! К следующему четвергу, 9 декабря, мы читаем Вторую часть книги Исайи – главы 40-55 – и обращаем внимание на:
  • Отличающиеся исторические условия, описанные в 1-и 2-й частях.
  • Новое вИдение истории.
  • Образ Бога. Вы все обратили внимание на то, что Бог у Исайи вообще другой, недели тот, что мы видели раньше. Попробуйте увидеть, как он меняется теперь.
  • Как в этой части Исайи понимается страдание? (Мы не будем говорить о страдающей рабе. Я решила отдельно на следующей занятии сделать половину занятия – разговором о книге Исайи в христианской традиции – там это обсудим). Но в общем: что такое страдание в этой книге?
  • Найдите в книге «женскую ипостась» Бога. :)
  • Не знаю, успеем или нет, но подумайте, какой был смысл в соединении Первого и Второго Исайи?
Занятие 7
Запись занятия 7
Здравствуйте, дорогие! Вот вопросы к первой части книги Исайи (гл. 1-39). Не уверена, что успеем прямо все, но постараемся (как всегда ) 
  • Чувствуется ли эпоха в книге пророка Исайи?
  • Какие идеи стоят в центре прорoчества?
  • Сохраняется ли «Исайя-человек», когда появляется «Исайя-пророк»?
  • Почему в книге нет ничего о том, откуда появляется Исайя и куда уходит потом?
  • Что такое «знамение» в книге Исайи? Как оно «работает»?
  • Как Исайя видит связь царя и народа, что вообще такое для него «царь»? (36-39 гл).
  • Как Исайя видит «народы»? Что определяет их судьбы, какой она будет?
  • Почему главы 24-27 называют «Малый апокалипсис»
Дополнительно: Книга пророка Исайи. Глава 1. - Андрей Десницкий профессор
READING THE POETRY OF FIRST ISAIAH

Занятие 6
Запись занятия 6
Здравствуйте, дорогие!
Я тут подумала и вот что решила. Прежде чем читать Пророков, давайте немного поговорим о пророках вообще.
  • Кто-такой пророк?
  • Чем библейской пророк отличается от ближневосточного прорицателя?
  • «Дух Бога», «Слово Бога», человеческая личность - как они соотносятся в пророчестве?
  • Какие были узаконенные способы раскрыть волю Бога в Библии (вспомните, что мы читали уже)?
  • Как отличить пророка от лжепророка? А я рассажу, что со лжепророком потом делать )).
  • Чем доклассические пророки отличаются от классических? Как они связаны и все-таки что принципиально разного?
И я расскажу вам, как вообще строится пророческая литература в Библии.
Вот как-то так. И начните читать Перво-Исайю, то есть главы 1-39. Мы начнем его разбирать со следующего занятия, но текст непростой, будет читать труднее по началу. Так что читайте неспешно.
Занятие 5
Запись занятия 5
Я соорудила домашнее задание по книге Неемии. Очень надеюсь прочитать ее за раз, так что читайте целиком.
  • С чего начинается книга Неемии? Что странного в самом начале первой главы?
  • Кто такой Неемия? Каков его статус в Персии и в Иудее?
  • 2:12 – почему Неемия обходит город тайно?
  • Зачем приводится перечень строителей стены? Зачем в книге, имеющей богословские цели, подобного рода документ?
  • С какими проблемами сталкивается Неемия по приезду?
  • Как описан конфликт с Самариятнами в этой книге? Вызывает ли сомнение что-нибудь в этом описании?
  • Какие реформы проводит Неемия?
  • В какой роил в книге появляется Ездра?
  • Почему опять всплывает история с иноземными женами?
  • Каковы священники в этой книге? Как они описаны, каково их место в обществе, как складываются взаимоотношения с Неемией?
Занятие 4
Запись занятия 4
Занятие 3
Здравствуйте, дорогие! Читаем Ездра 4-10. Все вряд ли успеем, но прочтите, хуже не будет. Мы дошли до самаритян. На занятии расскажу о них общее-историческое, а вы внимательно прочитайте текст.
  • 4 глава – вопрос отсается - в чем, как вам кажется, суть самаритянской схизмы? Почему она вообще возникла, что стало ее причинами и следствиями? Подумайте вот еще над чем: в чем хитрость, ангажированность подачи событий тексте Ездры? На мой взгляд, они довольно «иезуитски» все описывают. Вот попробуйте уловить это сами.
  • 5 глава – вопрос на внимательность. Вот схема царей, в приложении. В чем проблема в изложении в тексте?
  • 6 глава – как меняется самоназвание по сравнению с началом книги? О чем это говорит?
  • 7 глава – кто такой Ездра? Каков его статус, и кто он по происхождению? Как меняется структура власти после возвращения из плена?
Дополнительно: Ахемениды, книга Бела Шагал "Горящие светильники".
Занятие 2
Запись занятия 2
Мы начинаем книгу Езды. Прочтем то, что я обещала на последнем занятии летом: главы 1-6.

Я расскажу немного о книге сама, а от вас прошу подумать над прежними вопросами:
  • Как изменяется повествование по сравнению с книгами Царств и Паралпоменонами. Это та же эпоха, что и Паралипоменон, но взгляд и изложение другие.
  • С какими проблемами столкнулись переселенцы? Что стало «маркером» первых лет возвращения из плена?И добавлю вот еще что: в чем, как вам кажется суть самаритянской схизмы? Почему она вообще возникла, что стало ее причинами и следствиями?
Дополнительно: таблица книги-Ездры; Ахемениды
Занятие 1
Запись занятия 1
2020 - 2021 учебный год

Записи занятий можно посмотреть здесь
2019 - 2020 учебный год

Первый набор - все записи здесь
Второй набор - записи первых занятий здесь, а в личном кабинете - продолжение до сентября 2020