Подписатся на новости
история
Взгляд египтянина на русских женщин в 19 веке

Наш канал в телеграме
Портрет шейха Тантави с орденом Св. Анны на груди
В 1840 году в Россию приехал шейх Мухаммад Айяд Тантави, египтянин, знаток арабского языка и литературы. В Каире он преподавал европейцам, осваивавшим арабскую культуру, и среди прочих — русским дипломатам. По их рекомендации канцлер Карл Нессельроде и пригласил Тантави в Россию — на работу преподавателем арабского языка при Азиатском департаменте МИДа.

Просвещенный шейх прибыл, сперва галантно общался по-французски, как было принято в свете; вскоре, впрочем, выучил и русский, и до самой смерти работал профессором в Петербурге.

Через десять лет после своего приезда он издал трактат "Описание России" — интереснейший взгляд на страну глазами путешественника с Ближнего Востока. То, на что обращал внимание Тантави, не заметили бы европейцы или тем более сами русские.
Писал он и о женщинах. Тантави встречал дам разных сословий: и аристократок на балах у императора, и учащихся в заведениях для благородных девиц, и супруг и дочерей своих университетских коллег.

Тантави, представитель просвещенного ислама, ужасался судьбе женщин в допетровской России: "Женщины ограничивались в общении узким кругом знакомств, и вообще им уделялось очень мало внимания. Они были привязаны к дому своего отца или мужа, жили в тоске и печали в четырех стенах. Они должны были полностью повиноваться и слушаться мужей и выполнять рутинную работу по дому. Их желания и воля никогда не учитывались и не влияли на их быт."

Новые порядки ему казались куда более просвещенными. Как раз во время его приезда эмансипационные идеи начали активно проникать в Россию — с теми же романами Жорж Санд. Египтянин писал, побывав в Одессе: "А за городом также находится прекрасная школа, в которой учатся девушки. И изучают они там языки, такие, как французский, русский, немецкий, а также шитье, ткачество… кроме того, им необходимо обучаться другим манерам, таким, как умение дам и девушек общаться, воспитанно сидеть за столом, соблюдать этикет в общении с мужчинами. Ведь общение с мужчинами отличается от общения с женщинами по своей сути, так как оно требует от женщины большей утонченности в речи… В библиотеках и маленьких школах девочки обучаются вместе с мальчиками. Там они изучают грамматику, логику, математику, литературу, географию, историю, языки, танцы, рисование и музыку. Для девочек преподаются также шитье, ткацкое дело и рукоделие. Я не раз присутствовал на зачетах, которые сдавали мальчики и девочки. Меня поразили их грамотные ответы на вопросы экзаменатора. Девочки показались мне настоящими знатоками. С такими знаниями они обычно и осваиваются в жизни, особенно если их родственники бедные. Получившая образование девочка учит детей взрослых с особым старанием, присущим ей. Возможно, этим она помогает своим бедным родственникам". Заведений таких — училищ для будущих гувернанток и воспитательниц — конечно, было в России еще не слишком много, но всё же.

Развлечения россиянок Тантави тоже пришлись по душе. В Могилёве он увидел девушек, которые «играли на инструментах и танцевали, и никто их за это не порицал. И это довольно обычно для этой страны. И иногда женщины танцуют в паре с мужчинами, поскольку танец мужчины с незнакомой женщиной не является здесь чем-то предосудительным, если не проявляются какие-либо чувства. Таким образом, время протекает в радости и счастье». Нравились ему и балы-маскарады, неожиданным образом напомнив ему про родные традиции: «Кавалеры подходят к даме, равно как и дамы подходят к кавалеру. Возможно, именно таким способом было принято знакомиться с важными людьми. Иногда встречались совсем нескромные дамы. Когда я впервые увидел это мероприятие, мне вспомнился Египет. Там тоже женщины ходят с закрытыми лицами, однако, не в масках».

Узнаем больше о женщинах в России в 19 веке на курсе "Эпоха перемен: быт, бизнес и женщины в 19 веке".
Это может быть интересно
Публикации автора по другим темам
    Курсы автора