Подписаться на новости
Человек и вселенная в образах русского искусства 20 века
Запись лекций Веры Донец
Авангард – гимн силы и красоты цвета, формы, пластики, ритма, разнообразия фактур живой материи, гимн человека-творца.
Мы сосредоточимся на авангарде и неоавангарде начала XX века, вплоть до 20-х и 30-х годов. Этот период – воплощение новых дорог и появление нового языка, но при этом сохраняется преемственность. Экспозиция Третьяковской галереи отражает эти тенденции.

Искусство – отражает отношение человека с собой, миром, вселенной. И как любые отношения – они переменчивы. Именно это делает их живыми. В живописи меняется язык, форма, стиль, но остается неизменное желание обозначить себя в бытии, быть ему причастным и вести диалог с другим. Авангард не отменяет классические ценности, но органично развивает и продолжает – давая новую жизнь.
Лекция «Кузьма Петров-Водкин»
Разговор о новом языке начнем с художника, который сочетал в своем творчестве прошлое и будущее. Он связывает XIX и XX век, начиная, как символист, и переходя к авангарду. И сочетает традиции классического искусства и свой собственный язык живописи, близкий национальному русскому духу.
Лекция «Гончарова, Ларионов и художественные группировки начала 20 века»
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов были мужем и женой, а также ключевыми фигурами русского авангарда. Их не удовлетворяла классическая система жанров. Они создали два направления русского авангарда — неопримитивизм и лучизм. Неопримитивизм — о наивности и искренности, а лучизм — о природе света.
Лекция «Шагал и поиски нового языка»
Марк Шагал один из выдающихся художников XX века, чье творчество тесно связано с русским авангардом. Хотя он и уехал из России, но мы не будем проводить границу между странами. Нам интересно само явление нового зыка, а язык Шагала – уникальный. Это лирические и сказочные образы, связанные с родным Витебском и еврейскими традициями. А его картины полны радости и ожидания чуда.
Лекция «Малевич и метафизика русского 20 века»
Завершим тему Казимиром Малевичем, который начал создавать новый мир – супрематизм. Ему и многим его современникам было тесно в классическом каноне, и с именем авангардиста связан призыв к обновлению. В этом мире на основе высшей гармонии сосуществовали геометрические первоэлементы.
Вера Донец
Искусствовед, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, публичный лектор, экскурсовод.